Последнее средство. Голодовка в России эффективнее суда и власти?
В последнее время ленты новостей все чаще рассказывают о голодающих. Ощущение, что вся страна готова объявить голодовку
Второй тур выборов губернатора Приморья принес горячие итоги. До последнего момента побеждал коммунист Андрей Ищенко, но в результате больше голосов почему-то набрал врио Андрей Тарасенко («ЕР»). Ищенко тут же объявил голодовку в знак протеста. В крае начались акции протеста — люди считают, что итоги сфальсифицированы.
Но я не про итоги, а про голодовку как возможность донести свою проблему до властей. В последнее время ленты новостей все чаще рассказывают о голодающих. Кому-то не выплачивают зарплату; кого-то посылают работать в шахты, где не соблюдены элементарные меры безопасности; голодают обманутые дольщики, дальнобойщики, многодетные матери, обманутые с жильем... Ощущение, что вся страна готова объявить голодовку.
Конечно, мало кто готов идти до конца, как осужденный режиссер Олег Сенцов. И тем не менее явление налицо. Что же это — шантаж или последнее средство?
С точки зрения властей, наверняка — шантаж. Ведь если любой, кто не доволен тем или иным решением, начнет объявлять голодовку, а ему сразу принесут нужное на блюдечке, тогда ни о каком правовом государстве и речи быть не может.
Но не все так однозначно. Те же строители стадиона к ЧМ из Волгограда, которым задолжали за ударную работу несколько миллионов, ведь сначала пошли в суд. И суд решил вопрос в их пользу. Но заработанных денег-то это людям не принесло.
То есть дело, видимо, в системе. Люди не верят судам — там трудно найти правду (и мы знаем множество примеров, подтверждающих это). Но даже если суд и встанет на сторону обиженного, то его решение — не более чем бумажка: выполнять-то его не спешат. И порой добиться выполнения предписания судьи сложнее, чем это предписание получить.
Так что властям, видимо, стоило бы не отмахиваться от требующих справедливости голодающих. А обеспокоиться — почему их становится все больше. И чем это может закончиться.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2018.