В Солсбери нехорошая погода. Как матерые разведчики превратились в карикатуру
В интервью Маргарите Симоньян Петров и Боширов ничего не рассказали о себе и оставили множество белых пятен и нестыковок
Российские власти продолжают отрицать причастность Минобороны к покушению на экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь.
цитата
«Мы, конечно, посмотрели, что это за люди. Мы знаем, кто это такие, мы их нашли. Ничего там особенного и криминального нет»
(Владимир Путин)
Бандиты?
В то, что предположительные отравители Скрипалей являются агентами ГРУ, действительно было сложно поверить. Нелепым казался сам способ ликвидации «предателя», да еще и неудачный. Достаточно легко их, как будто специально подставляющихся под камеры видеонаблюдения, оказалось раскрыть. Да и для офицеров элитной спецслужбы они были слишком косноязычны и визуально тянули максимум на провинциальных оперов.
Нашумевшее интервью Маргарите Симоньян, конечно, оставило много вопросов. Зачем нужно было брать две пары билетов обратно в Москву на разные даты? Как так получилось, что номера загранпаспортов у Руслана Боширова и Александра Петрова отличаются лишь одной цифрой?
Не верилось и в то, что двое русских туристов летели за 2500 км в Британию всего на пару дней и потратили их лишь на то, чтобы осмотреть «знаменитый Солсберецкий собор» (на самом деле – Солсберийский). Да и ссылка на ужасную погоду не подтверждается: согласно сводке, никаких осадков 3 и 4 марта в Солсбери не выпадало. Фото тех дней свидетельствует о том, что непроходимых сугробов в городе тоже не было. А вот обещанные собственные снимки на фоне 123-метрового шпиля и настоящей «английской готики» простые предприниматели средней руки так и не прислали.
О себе и своей биографии Петров и Боширов ничего не рассказали вообще, поведав только о занятии продажами спортивного питания. Обосновали свой отказ от подробностей тем, что боятся публичности и не желают нарушать бизнес-связи. Довольно странно, учитывая, что их лица уже увидела вся страна. Скорее, чтобы доказать непричастность к разведке, они должны были бы сообщить о себе максимум подробностей. И закрыть тему.
Но они как будто специально разожгли еще больший интерес, оставив множество белых пятен и нестыковок. Да и само видео-интервью пропагандистскому телеканалу, к тому же через считаные часы после заявления Владимира Путина, выглядит странно. Как и то, что подозреваемые даже читают telegram-канал Симоньян, могут легко найти ее прямой номер, но при этом до всего этого скандала даже не слышали о Скрипале.
– На самом деле интервью эти двое давали у нас, на Зубовском бульваре, в «России сегодня», – рассказал «Собеседнику» сотрудник этого информагентства, которое возглавляет телеведущий Дмитрий Киселев. – Просто наверху решили, что разговаривать с ними почему-то должен не наш шеф, а Симоньян. Понятно, что с ней на эту тему если кто и созванивался, то не Петров с Бошировым. Их к нам за ручку привезли, за ручку увезли. Кто они такие, мы и сами толком не поняли. Но разговоры ходят, что ребята провалили задание и вместо вручения наград их решили сделать геями.
Британский таблоид The Sun написал, что россияне вряд ли занимались сексом друг с другом в номере лондонского отеля. Со ссылкой на постояльца газета сообщила, что в ночь накануне второго визита в Солсбери к Петрову и Боширову приходила женщина (возможно, проститутка). Из их комнаты разносились эротические звуки и запах марихуаны.
Или шпионы?
Все эти несуразицы даже отводили подозрения от ГРУ. Ну не могли же они с таким непрофессионализмом подойти к разработке легенды для своих сотрудников. Придумали бы уже что-нибудь более правдоподобное. Конечно, если бы хотели в рамках генеральной линии Кремля откреститься от обвинений в покушении на убийство. Даже если верилось в вину конкретных исполнителей, то заказчиков скорее хотелось искать среди коррумпированного бизнеса, выявлять российских выходцев из которого в Европе мог помогать Сергей Скрипаль.
Однако сугубо криминальную версию ставят под сомнение The Bellingcat и The Insider, опубликовавшие копии справок из ФМС. Из них следует, что на файле с паспортными данными присутствует штамп «сведений не давать» и пометка «с.с.» (возможно – «совершенно секретно»). Но еще более странно то, что никакого Петрова до 2009 года как будто и вовсе не существовало: согласно досье, свой паспорт он получил взамен испорченного, но документа с таким номером нет. Он нигде прежде не жил, не учился и не платил налогов. Во всяком случае, такой информации нет.
Так что если Петров и Боширов действительно являются сотрудниками спецслужб и действовали по заданию властей, то России должно быть стыдно. Если не за нарушение международных норм и внесудебные расправы, то хотя бы за вопиющее дилетантство.
мнение
Физиогномист Светлана Филатова:
– Вранья в интервью Петрова и Боширова очень много. Они пытаются дистанцироваться от «прекрасного города», он вызывает у них стресс. Называют его часто не Солсбери, а «этим городом», как Билл Клинтон называл Монику Левински «этой женщиной». В целом они постоянно пытаются увильнуть от ответов, переключить внимание. Но выдают себя. Когда Боширов говорит явно правдивую информацию, он смотрит в одну сторону, а когда пытается наложить на нее выгодную – в другую. Самый интересный вопрос – работают ли они в ГРУ. Вместо ответа они переспрашивают. Это уловка, чтобы выиграть время. У Петрова взгляд сконцентрировался – он испугался. Они оба при ответе пожали плечами. Можно предположить, что для них их работа не очень приятна и они сами не до конца понимают, чем занимаются. При рассказе о якобы своей работе Боширов опустил челюсть, сглотнул, поджал губы, смотрит вниз – это огромнейшая вина, жуткий гнет.
Из Англии с мандатом?
После такой славы, обрушившейся на Петрова и Боширова, они вполне могут податься и в политику. Прецедент уже есть: Андрей Луговой, обвиняемый Великобританией в отравлении беглого экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко, уже несколько созывов подряд входит во фракцию ЛДПР в Госдуме.
Депутат от ЛДПР Сергей Иванов в беседе с «Собеседником» сказал, что вопрос о политическом будущем Петрова и Боширова может быть рассмотрен позже:
– До следующих выборов еще три года, пока рано говорить. Зато почти наверняка депутатом Госдумы станет Джефф Монсон (американский боец. – Ред.). Но не от нашей партии, а от «Единой России», от которой уже избрался в совет Красногорска.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2018 под заголовком «В Солсбери нехорошая погода».