Почему референдум в Шотландии не оправдает присоединение Россией Крыма
Журналист, историк, член Совета по правам человека при президенте РФ и член Общественной палаты России Николай Сванидзе выразил мнение, что сравнивать референдумы в Шотландии и в Крыму, как это делают крымские власти, совершенно невозможно
Журналист, историк, член Совета по правам человека при президенте РФ и член Общественной палаты России Николай Сванидзе выразил мнение, что «сравнивать референдумы в Шотландии и в Крыму, как это делают крымские власти, совершенно невозможно».
Ранее врио главы Крыма Сергей Аксёнов заявил, что если Запад признает референдум о независимости Шотландии, то он тем самым автоматически признает референдум о независимости Крыма и о его вхождении в состав РФ.
По словам Аксёнова, отношение ЕС к шотландскому референдуму покажет, насколько европейские страны привержены политике двойных стандартов: «Мне интересно, как будут вести себя власти европейских стран в сравнении с нами. Они тоже санкции объявят Шотландии, будут расстреливать или танками наступать?»
- Выскажите свое мнение: Когда Россия по-настоящему испугается санкций США и ЕС?
Заявление Аксёнова напомнило Николаю Сванидзе анекдот о том, что в России больше сторонников независимости Шотландии, чем в самой Шотландии. Историк сравнил, как происходит волеизъявление шотландцев и как это — «по щелчку пальцев» — произошло с крымчанами.
«В Шотландии уже давно выдвигается эта идея, собственно, это вообще одна из главных идей шотландского народа — быть в составе Великобритании или быть независимыми. Сейчас там вырабатывается референдум, идёт борьба мнений. Мнения высказываются разные. И то, и другое мнение — быть или не быть — обосновано. Люди выслушивают, формируют собственную точку зрения и готовятся принять решение на референдуме», — объясняет Сванидзе.
[:image:]
Крымский же референдум, считает Сванидзе, объявили и провели мгновенно, без борьбы мнений, без контраргументов: «Это произошло стремительно, — напомнил журналист, — против всего международного порядка проведения референдумов. Кроме того, это было под присмотром, как известно, "вежливых зелёных человечков". А "вежливые зелёные человечки" представляли Россию, то есть ту страну, к которой намерен был присоединиться Крым. По порядку проведения, по порядку подготовки, по срокам, по контролю над проведением — по всему говорить об объективности референдума не приходится. Мы не знаем, какой был бы результат, если бы референдум прошёл бы объективно».
Николай Сванидзе подчеркнул, что заявление Сергея Аксёнова является его личным мнением и не может даже мало-мальски легитимизировать Крым.
«И Папа Римский не в состоянии сам по себе легитимизировать Крым. Уход из Украины и присоединение к России было настолько стремительным и настолько не соответствовало международным представлениям о том, как это может и должно происходить, что легитимизация Крыма в составе РФ в обозримом будущем невозможна», — говорит Николай Сванидзе.
[:image:]
Однако наш собеседник не исключил, что крымчане некритично воспримут мнение, высказанное Аксёновым относительно равнозначности референдумов в Шотландии и Крыму:
«Крымчане заинтересованы в том, чтобы их признали, — пояснил Сванидзе. — Естественно, всякий человек, который в чём-то заинтересован, верит во всё хорошее. Если мне будут долго, заглядывая в глаза говорить, что я похож на молодого Алена Делона, то, вероятно, меня удастся в этом убедить. Каждому хочется верить в приятное».