Тайные похороны донецких партизан и бесчестие пропагандисткой войны России
Пока все обсуждали тайные награждения бойцов информационного и финансового фронта, в Подмосковье, как говорят, почти секретно прошли похороны россиян, воевавших на юго-востоке Украины
Пока все обсуждали тайные награждения бойцов информационного и финансового фронта, в Подмосковье, как говорят, почти секретно прошли похороны россиян, воевавших на юго-востоке Украины.
Когда Владимир Путин ещё отрицал, что в Крыму находятся российские войска, некоторые тревожились: если не дай бог кто-нибудь из «вежливых людей» погибнет в нелепом инциденте, в случайной перестрелке — станет ли тайное явным, или от погибшего отрекутся, чтобы не нарушить маскировку? Погибших на юго-востоке Украины россиян, насколько можно судить, туда никто не отправлял — они направились туда по своей собственной инициативе, не как «военные советники», а как добровольцы. Однако близкие к российской власти политики и идеологи ведь уже не первую неделю призывают сограждан отправляться на помощь Донецку и Луганску. (Правда, личного примера эти персонажи, само собой, предпочитают не подавать.)
Я не большой поклонник донецких и луганских повстанцев и уж точно не их единомышленник. Если бы россиян, сражающихся в их рядах, наградили российскими орденами и медалями, я едва ли воспринял бы это с одобрением: из этого награждения вышел бы колоссальный международный скандал, потому что оно сразу внесло бы ясность в вопрос о том, в какой мере Россия поддерживает ополченцев юго-востока. Но людей, от действий которых зависит международная репутация России, сохранность этой самой репутации в последнее время, кажется, заботит менее всего.
Так что мне остаётся лишь заметить, что с чисто прагматической точки зрения у награждения россиян, погибших в боях на Донбассе, был бы один несомненный плюс: у этих людей остались дети и родственники. За благосостояние боссов государственного телевидения, награждённых на днях орденами и медалями «за объективное освещение событий в Крыму», беспокоиться не приходится. Семьи же тех, кого это «объективное освещение» подняло в бой, остались без кормильцев — и, по всей видимости, без какой бы то ни было помощи. Пожалуй, если есть на свете бесчестие, то вот оно.
Сейчас много спорят о том, почему даже олигархов из числа «спонсоров» Олимпиады в Сочи наградили тайным указом. Если о важности информационной войны в последние годы твердят неустанно, то бизнесменов-то зачем ставить на одну ступеньку с секретными агентами? Возможно, и впрямь кто-то в детстве не наигрался в шпионов, но ничего, кроме обесценения этих орденов и медалей, из введения такой своеобразной табели о рангах не следует.
Впрочем, она, эта табель, вполне соответствует последним тенденциям в обществе, о которых мы уже писали не раз: когда «диванные» бойцы, не способные ни на что, кроме истерики в Интернете, на полном серьёзе считают себя «борцами с фашизмом». Примерно того же пошиба и всеобщее стремление называть Победу в Великой Отечественной «нашей» на основании ношения георгиевской ленточки на рюкзаке и наклейки «На Берлин!» на заднем стекле автомобиля. Из этой же оперы и всенародная обида на формулировку опроса «Дождя» (каковой формулировки сами фронтовики — тому тьма свидетельств — не смущались).
Когда сытые горлопаны норовят встать в один ряд с терпевшими холод и голод и победившими страх и смерть — это гадко. Когда сытых горлопанов награждают орденами, а тех, кто во многом по их призыву отдал жизнь на поле боя, стараются просто не замечать — мне гадко втройне, хотя я и не разделяю убеждений и взглядов погибших. Будь проклята любая война, но стократ будь проклята война, где воинская доблесть стоит дешевле пропагандистских умений.