Как и почему Россия и Украина лишились истинной ценности Дня Победы
Всё превратилось в какую-то ролевую игру, когда ты повязал себе оранжево-чёрную ленту — и становишься самозваным победителем
Празднования 9 мая в Киеве обошлись без георгиевской ленты. Украинские власти решили «заменить» традиционный символ на «международный» красный мак, используемый на Западе, в частности в памятных мероприятиях о жертвах Первой мировой войны.
Как утверждают власти Украины, георгиевская лента «скомпрометирована». Их точку зрения можно понять: такими лентами пользуются как опознавательными знаками сепаратисты на юго-востоке Украины. В конечном счёте оранжевые и чёрные полосы стали знаменем той части украинского общества, которая осознанно держит курс на разделение страны, не желая иметь с остальной Украиной ничего общего.
В таких условиях использовать этот символ в государственных празднествах было бы действительно странно.
Попутно украинские власти подчёркивают: на этот раз 9 мая речь шла не столько о празднике, сколько о поминовении погибших на войне. Откровенно говоря, есть ощущение, что в России в последние годы с Днём Победы произошла обратная метаморфоза и что этому в немалой степени поспособствовало как раз использование георгиевской ленты как индивидуального значка-вымпела.
9 мая окончательно начало терять ореол «праздника со слезами на глазах» именно из-за того, что георгиевские ленточки начали массово раздавать перед каждым Днём Победы. Ещё на заре этой акции некоторые смущались: мол, в своё время люди за эти цвета кровь проливали, а теперь их охапками раздают.
Но это были только цветочки: впереди были наклейки «На Берлин!» на личных автомобилях и прочая пошлость. День Победы как-то незаметно перестал быть про то, как победили они (наши прадеды) и стал про то, как победили — мы.
Всё превратилось в какую-то ролевую игру, когда ты повязал себе на одежду или, как сейчас модно, на рюкзак или сумочку оранжево-чёрную ленту — и становишься самозваным победителем, якобы тоже причастным к той великой Победе.
Несомненное преимущество «западнического» красного мака здесь как раз в том, что прикрепив этот значок к лацкану пиджака, приобщаешься не к героям битвы при Галлиполи или мясорубки под Верденом. И упаси бог, ты при этом не претендуешь на «соавторство» победы, ради которой люди столько перенесли, что тебе и не снилось.
Возвращаясь к разговору о «компрометации» георгиевской ленточки — за последние годы она не раз успела поменять своё значение. Она была и «народнофронтовым» ответом на оппозиционную белую ленту, а теперь — по украинской моде — она означает «Крым наш!».
Это с одной стороны. А с другой — раз у тебя на груди георгиевская лента, значит те, кто против тебя, — фашисты. А кто же ещё?
Ведь когда мальчишки во дворе играют в войнушку, никто не хочет быть фашистом. Но без них не будет игры, и кому-то всё-таки приходится брать на себя эту роль. Когда же взрослые люди в мирное время всерьёз начинают играть в героев войны, тоже никак нельзя без фашистов — и, наверное, поэтому так легко все бросаются этим словом сейчас.
Если ты депутат Государственной думы, и георгиевская лента на твоей груди приближается по размерам к банту кота Леопольда — кто не спрятался, тот не виноват.