Адвокатесса Мари Давтян объяснила, почему наказание за избиение родственников должны быть жёстче, а не мягче как сейчас
Домашние насильники с 2017 года платят за избиения чуть больше 5 тысяч рублей
Координатор консорциума женских неправительственных организаций, адвокатесса Мари Давтян в интервью порталу «Черта» заявила, что консерваторы, выступающие против закона о профилактике семейно-бытового насилия, перекладывают ответственность за разрушение семей с насильников на правозащитников.
Именно из-за давления этой части общественности в минувшем году снова отложили рассмотрения законопроекта в Госдуме. Противники документа заявляют, что это вторжение в частную жизнь семьи и ранее возмущались, что за насилие в отношении родственников наказывают настолько же сурово, как и за насилие в отношении других граждан (по их логике, внутрисемейные разборки – это дела семейные, сами собой разумеющиеся).
Именно с этой риторикой в 2017 году 7 февраля декриминализировали домашние побои. За первый факт избиения родственника абьюзер освобождался от уголовной ответственности и обходился административным штрафом. Средний штраф за пять лет работы статьи КоАП составил 5 376 рублей.
Логику консерваторов Мари Давтян считает абсурдной. Насилие внутри семьи наоборот несёт больше рисков для уязвимого человека:
«Если на человека нападают на улице, у него есть возможность убежать домой и спрятаться, он может, например, попросить помощи у родственников. Он не живет с нападавшим и, может быть, никогда в жизни с ним больше не встретиться, или увидится в лучшем случае в полиции или суде. То есть угроза повторного насилия от того же человека минимальна.
Когда мы говорим о насилии над близкими, то это люди, связанные семейными отношениями, они знают друг о друге все: круг общения, место работы, у них может быть доступ к телефону, почте, деньгам. Потерпевший намного уязвимее, ему негде спрятаться. Если такой хулиган у тебя дома — куда бежать? Ты вынужден покидать дом. На практике так обычно и происходит. Женщины с детьми бегут, оставаясь в более уязвимом положении, а у насильников гораздо больше возможностей преследования»
Мари Давтян уверена, что рано или поздно в России все-таки будет принят закон о профилактике семейно-бытового насилия, как бы государство и пропатриархатная общественность не противилась этому. Она отмечает, что результаты социологических опросов говорят о снижении толерантности к домашнему насилию.