Последнее китайское чудо: как КНР стала единственной страной, избежавшей второй волны
«Собеседник» изучил опыт Поднебесной и задался вопросом: применим ли он к России и западной цивилизации в целом?
Ровно год назад в Китае выявили первый случай заражения вирусом, который позже получит название COVID-19. И коронавирус до сих пор называют китайским. Но Китай уже давно дышит свободно, полностью поборов эту заразу. «Собеседник» изучил опыт Поднебесной и задался вопросом: применим ли он к нам и западной цивилизации в целом?
«Все, как было раньше»
– У нас все хорошо. Все здоровые, больных нет. Работают предприятия, транспорт, магазины – все, как было раньше, – рассказала «Собеседнику» экскурсовод из Пекина Анастасия Хуан.
В облике городов поменялось только то, что по улицам ходят люди в масках. Все. Поголовно. Их никто не заставляет. В Китае не выписывают штрафы за отсутствие маски, потому что никому не придет в голову ее не надевать.
– На Тайване, где почти не было заболевших, моя трехлетняя дочь носила маску в детском саду по шесть часов в день. Она была недовольна, но, поскольку все дети были в масках, ей не пришло бы в голову сказать «нет», – передает местная жительница совершенно типичную историю.
В жизни Анастасии поменялось только одно – у нее фактически нет работы: страна по-прежнему закрыта для туристов. Но никто не возмущается.
– Это решают политики. Все делается для безопасности, – покорно отвечает Хуан.
Здесь все уверены, что секрет китайского чуда – в строгом соблюдении правил всеми и каждым. Но как выяснил «Собеседник» – не только в этом.
Уровень – полубог
«Китайская компартия живет в тесном единении с наукой и гордится этим. Си Цзиньпин не мог публично оспаривать советы ученых или рекомендовать сомнительные методы лечения, как это делал Трамп и ему подобные. Борьбу с пандемией поручили не министру, семья которого обогатилась благодаря государственным постановлениям, а выдающемуся пульмонологу, который возглавлял борьбу с атипичной пневмонией в 2002–2003 годах», – пришел к выводу польский журналист Роберт Стефаницки, который долго изучал китайский опыт борьбы с чумой XXI века.
«Святой», «полубог», «супермен» – так в Китае называют доктора Чжуна Наньшаня. Профессор всю жизнь борется с вирусами и болезнями легких, и благодаря его наработкам эффективность терапии тяжелых больных выросла на 90%. В 2003 году он получил в Китае звание «Человек года» за успехи в лечении атипичной пневмонии.
Китайское партийное руководство хоть и не объявило миру о коронавирусе, но понимало его опасность с первых дней. Так, еще в декабре 2019 года они поручили супердоктору собрать коллектив врачей для борьбы с вирусом. Китайская компартия, которая следит за всем и всеми, в этом сугубо медицинском вопросе доверилась гению.
С первых дней 84-летний Чжун, несмотря на возраст риска, работал в зараженной Ухани. Коллеги говорили, что он мог сутками находиться в больнице. Ему удалось не заболеть. Сам врач объяснял свою неуязвимость здоровым образом жизни – доктор на девятом десятке бегает, отжимается, тягает гантели, правильно питается. Наньшань выглядит лет на 30 моложе своего паспортного возраста и в почтенном возрасте может записать себе в копилку победу над напугавшим весь мир вирусом.
Стратегия «Три Т»
«Да, это другая культура», – признала в своей публикации польская газета Wyborcza, которая проверила, соблюдают ли предписание носить маски европейцы. Оказалось, что соблюдают требование только чуть более половины людей: «Потому что из-за нее запотевают очки», «Потому что я курю», «Потому что мне трудно дышать». В Китае все по-другому.
– У китайцев очень высокая дисциплина, очень высокий уровень тестирования, очень жесткие ограничения при образовании локальной вспышки. Благодаря чему они очень быстро прерывают цепочку передачи, – объясняет директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. – Благодаря тестированию они очень быстро ее выявляют, а благодаря жестким мерам ограничений они просто не позволяют ей входить в популяцию. Стратегию «Три Т» они демонстрируют в полном объеме: traffic, testing, tracing. То есть контроль всех передвижений, тестирование и отслеживание цепочек передачи.
Партия сказала «надо»
Никому в Китае не приходило в голову ослушаться.
– Пропускной режим в Китае был такой, что москвичам и не снилось – из дома не выйти. Кроме того, Китай – очень технологически продвинутая страна. У них есть система, которая позволяет отслеживать каждого человека по его платежам. Например, человек при входе в автобус расплачивается карточкой – и сразу видно, на какой остановке он вошел, на какой вышел. Если он заболел коронавирусом, все, кто с ним ехал, моментально получают смс с рекомендацией зайти к врачу. У нас такого нет и в Европе тоже. Благодаря этому Китай меньше всех упал, успев справиться с первой волной коронавируса, когда она только развивалась. И так же они не допускают вторую волну, – прокомментировал «Собеседнику» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
Некоторые эксперты уже говорят, что коронавирус поставил вопрос о том, какая цивилизация жизнеспособнее – западная или восточная – и чем развитые страны готовы поступиться ради здоровья населения.
«Лучше прожить один день, как тигр, чем тысячи лет, как овца, – образно резюмировал Роберт Стефаницки. Но тут же оговорился: – Но не будем забывать, что тигры находятся на грани исчезновения».
Действительно, за спасение жизней Китай иногда платил слишком высокую цену. СМИ сообщали о баррикадах на улицах, ведущих к деревням, жестокости полиции по отношению к человеку без маски, приказе выбрить голову медсестрам-волонтерам перед отъездом в Ухань, а также про дрон, который преследовал и напугал до смерти пожилую женщину, призывая ее надеть маску. Была и история про ребенка-инвалида, брошенного на произвол судьбы, потому что его опекуны вынуждены были сидеть на карантине.
Технологии против вируса
В крупных городах, в том числе в Ухани, жителей обязали установить на мобильный телефон приложение, которое собирало данные о здоровье и всех перемещениях. Если владелец девайса получал положительный тест на COVID-19, его статус в приложении менялся на красный – с ним нельзя было войти ни в общественный транспорт, ни в магазины. Те, кто контактировал с зараженными, получали желтый статус, с которым тоже невозможно было проникнуть в общественные заведения.
Но система показала свое несовершенство – сообщения о необходимости пройти тест стали приходить даже людям, стоявшим в пробке рядом с местом, где обнаружился коронавирус. Европейские страны попытались запустить подобные приложения, но их остановили законы, гарантирующие пользователям анонимность.
Китай первым шагнул в будущее. Кого-то оно восхитило своей способностью регулировать все, вплоть до уровня вирусов. А кого-то напугало тем же самым.
Выздоровление
Поднебесная первая в мире переболела коронавирусом. И хотя Китай до сих пор получает упреки со всех сторон, что выпустил «корону» гулять по миру, он восстанавливается полным ходом.
– У Китая достаточно сильная экономика. Они не очень упали за время коронакризиса и достаточно быстро пошли в гору, – подтверждает Алексей Коренев. – Рост ВВП Китая составил 4,9% по итогам третьего квартала. Сравните с Индией, где -25%, с Британией, где тоже -20% с лишним, и даже с США, которые во втором квартале провалились на 31,4% и только в третьем квартале подросли. Китай оказался сильной экономикой за счет всего комплекса мер.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2020 под заголовком «Последнее китайское предупреждение».