23.10.2020

Норильский синдром: Куда пойдут миллиарды за ущерб от аварии на ТЭЦ-3?

Росприроднадзор оценил ущерб от экологической катастрофы в Норильске в 147,8 млрд рублей

Фото: пресс-служба «Норникеля»

Росприроднадзор оценил ущерб от экологической катастрофы в Норильске в 147,8 млрд рублей. Компания олигарха Владимира Потанина с такой оценкой категорически не согласна.

Лукавая цифра ущерба

После разлива более 20 тысяч тонн топлива в реки близ Норильска Росприроднадзор начал судиться с одной из крупнейших компаний страны и подал иск на рекордную сумму в 147,8 млрд рублей. Ответчиком стала «дочка» «Норникеля» – АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК). 12 октября в Красноярске состоялось первое заседание арбитражного суда о взыскании суммы ущерба.

– Никто никогда не стремится расстаться с таким большим количеством денег. У меня по этому поводу есть только одна радость: никто не спорит о том, сколько вылилось, – так глава Росприроднадзора Светлана Радионова прокомментировала итоги заседания. Для участия в разбирательстве она прилетела в Красноярск.

Камень преткновения – оценка вреда экологии. Цифра в 147,8 млрд рублей вызывает возмущение в «Норникеле»: «По мнению компании, расчеты вреда, причиненного водным объектам и почве, выполненные Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, основаны на принципах, которые привели к искажению результатов и нуждаются в корректировке».

Росприроднадзор же уверяет, что делал расчеты на основе приказа Минприроды от 2009-го «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». Когда была утверждена эта методика, замглавы Росприроднадзора работал Олег Митволь.

– Эти коэффициенты были разработаны Минприроды и утверждены Минюстом, – рассказал он. – Основными переменными там являются длина водных объектов и количество слитых нефтепродуктов. А «Норникель», на мой взгляд, исходит совсем из других представлений. Они пытаются предъявить свои расходы на поддержание окружающей среды, не понимая, что речь идет о методике расчета ущерба.

Хроника

  • 29 мая. На ТЭЦ-3, принадлежащей АО «НТЭК», произошла разгерметизация бака резервного топлива. Из хранилища вылилось более 20 тысяч тонн дизельного топлива.
  • 1 июня. Российское отделение Всемирного фонда дикой природы призвало федеральные власти вмешаться в ситуацию: последствия аварии угрожают здоровью и жизни людей, наносят непоправимый урон экосистемам.
  • 3 июня. Президент России Владимир Путин отчитал руководство Красноярского края за медленную реакцию. Тем же вечером в крае ввели режим ЧС федерального уровня.

«Плевок в лицо народу»

По данным «Норникеля», причиной катастрофы стало смещение опоры под топливной цистерной из-за подвижек грунта. Выходит, во всем виновата сама природа? Видимо, поэтому в ответ на претензии Росприроднадзора компания заявила, что понесла серьезные затраты (2,7 млрд рублей) при ликвидации последствий аварии. И в приложении указала в том числе три спиннинга, шесть блесен, набор пивных кружек «Мюнхен», две лески, катушки безынерционные, а также пять пакетов-маек.

«148 миллиардов – и мировое соглашение», – судя по тону Светланы Радионовой после судебного заседания в Красноярске, Росприроднадзор настроен решительно. В своем Instagram глава ведомства высказалась намного жестче. «Если бы это не была крупная уважаемая компания, известная на весь мир, я бы решила, что это такое неуважение (если не сказать резче) к стране, к людям, живущим на этой земле, да и просто к здравому смыслу. Иначе зачем искать надуманные предлоги, чтобы уйти от ответственности?» – возмущалась она, согласившись с мнением читателя ее поста о том, что позиция «Норникеля» – это «откровенный плевок в лицо всему народу».

Кстати, сразу после катастрофы Владимир Путин упрекнул главу «Норникеля» Владимира Потанина за то, что компания вовремя не заменила резервуары ТЭЦ: это позволило бы избежать и экологических, и экономических потерь. С главой государства согласен и экс-замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, считающий проблему системной для «Норникеля»:

– Менеджеры компании премируются из такого расчета: чем меньше расходов, тем больше премия. И как тут поменять оборудование, если никто не настроен что-либо менять?

«Они не знали, где перекрывать»

Замначальника экологического отдела Росприроднадзора по Норильску Василий Рябинин уволился из ведомства еще в конце июня, заявив, что после аварии «по сути сидел без дела». Хотя именно благодаря его стараниям о катастрофе узнала страна.

В начале июня он записал видео о выбросе топлива на ТЭЦ-3. По словам Рябинина, он приехал на место аварии еще 29 мая, но на территорию «Норникеля» его не пустила охрана. Двое суток проблемой никто не занимался.

– Они «быстро» отреагировали – через три дня, – горько иронизирует Рябинин, указывая на общую безалаберность. – Но «Норникель» и не мог сразу отреагировать: они попросту не знали, где перекрывать. А спасатели долго добирались до места разлива лишь потому, что дороги туда нет, надо ехать на вездеходах. Не понимаю, почему их нельзя было быстро забросить туда на вертолете.

Кстати

Кто еще пострадал

Пострадавшими от разлива нефтепродуктов под Норильском признаны также около 700 представителей коренных малочисленных народов Севера. Они смогут претендовать на компенсации.

10 лет и четыре дела

По факту аварии СКР возбудил четыре уголовных дела. Были арестованы директор ТЭЦ-3 Павел Смирнов, главный инженер Алексей Степанов, начальник котлотурбинного цеха Вячеслав Старостин, заместитель главного инженера ТЭЦ-3 Юрий Кузнецов.

Ростехнадзор рассматривает несколько версий случившегося. Это недостатки проектирования, вызвавшие неправильное распределение нагрузки на свайный фундамент; нарушение при выполнении строительно-монтажных работ, приведшее к некачественному выполнению свайного фундамента; климатическое воздействие и нарушение требований безопасности.

А вот что делать с израненной природой? С июля по сентябрь в регионе работала большая экспедиция с участием ученых из 14 институтов Сибирского отделения РАН. Они прошли по местам экокатастрофы, взяли пробы, сейчас готовят доклад о реальном ущербе природе, который представят в декабре.

Кроме того, по рассказам экологов, сейчас специалисты заканчивают сбор грунта, топливно-водной смеси, а также обрабатывают берега адсорбирующими материалами. Эксперты считают, что на восстановление экологии после ЧП уйдет не меньше 10 лет.

– С верхних слоев загрязнение уже сняли. А все, что уплыло, то уплыло. Нужно ждать, когда экосистема начнет сама реанимироваться: вода прочистится, потом будет восстанавливаться популяция рыбы. Для этого нужно вырастить мальков и выпустить их в водоем. С разливом на суше справиться гораздо сложнее, – высказывает свою точку зрения руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace Владимир Чупров.

Главный вопрос, который сегодня волнует экологов: на что потратят миллиарды «Норникеля», если удастся их отсудить? Многие считают: даже если суд удовлетворит иск, деньги пройдут мимо пострадавшего края.

– Неважно, какая сумма будет взыскана – 21 млрд, как настаивает «Норникель», или 148 млрд, как подсчитал Росприроднадзор, – говорит, к примеру, исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские зеленые» Сергей Шахматов. – Важно, что деньги уйдут в федеральный бюджет, и непонятно, за счет чего будет рекультивироваться территория.

Что думают по этому поводу в «Норникеле», узнать не удалось: на момент публикации пресс-служба компании на запрос «Собеседника» не ответила.

Что дальше

«Норникелю» грозят еще два иска

До конца года Росприроднадзор может подать к «Норникелю» еще два иска на сумму около 50 млрд рублей, сообщил нам источник, близкий к ведомству. Это связано с двумя новыми случаями загрязнения окружающей среды «Норникелем».

Илья Давлятчин

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №40-2020 под заголовком «Норильский синдром».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика