Уголовные дела возбуждаются по жалобам на пытки в тюрьмах лишь в 2% случаев
С 2015 по 2018 годы на 6468 зарегистрированных в СК жалоб на пытки в колониях завели всего 148 уголовных дел
По данным Следственного комитета, которые он предоставил фонду «Нужна помощь» и которые РБК подтвердила руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова, в период с 2015 по 2018 годы на 6468 зарегистрированных в ведомстве жалоб на насилие в колониях и тюрьмах приходится всего 148 заведенных уголовных дел, то есть примерно 2,3%.
«[Статистика] вынуждает делать вывод, что Следственный комитет как институт реагирования на пытки практически отсутствует», — считает Новикова.
Отмечается, что ситуация также зависит от региона: не было заведено подобных дел и в 32 регионах страны, например в Иркутской области за четыре года их не заводили несмотря на 362 сообщения о превышении должностных полномочий сотрудниками ФСИН.
Наибольшее количество жалоб было подано в Свердловской области — 720 штук, при этом в пяти случаях были открыты уголовные дела. В ряде кавказских республик жалоб на пытки не поступало вовсе либо они были единичными. В Краснодарском крае было возбуждено одно уголовное дело на всего лишь одну жалобу о пытки.
«Незарегистрированных обращений в разы больше. Вопрос о том, регистрировать ли сообщение о преступлении, — абсолютно неурегулированный, это полностью на усмотрение органа, куда человек обращается», — объясняет руководитель юридического департамента правозащитного фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров.
Как считает Асмик Новикова, трудность расследования подобных дел заложена в «монополии на доказательства», которыми обладают колонии. При этом у сотрудников ФСИН есть «масса возможностей скрыть следы или создать псевдодоказательства, которые будут выгораживать реального преступника», так как в исправительных учреждениях не бывает независимых свидетелей, а записи с камер могут не предоставить следователям вовсе, так как за это не предусмотрено никакого наказания.
«Все преступления, связанные с сотрудниками правоохранительных органов, отличаются высочайшим порогом доказывания. Даже фото- или видеофиксации пыток бывает недостаточно. Например, для возбуждения дел о наркотиках не нужно почти ничего, там порог доказывания крайне низкий. Действуют абсолютно другие стандарты доказывания», — поясняет Федяров.
Ранее Sobesednik.ru сообщал о заявлении нового директора ФСИН Александа Калашникова, который надеется «изжить» издевательства над заключенными в колониях.