05.07.2018

Нарисуй себе экстремиста. Что стоит за задержанием сотрудников Театра.Doc

На днях на Чистых прудах задержали сотрудников «оппозиционного» Театра.Doc, которые гуляли там после спектакля

Пока Россия тонет в международном футбольном карнавале братства и позитива, пока доблестная полиция честно выполняет указание никого не трогать (только улыбаться и помогать), в центре столицы все-таки находятся отдельные индивиды, которые бегут впереди паровоза. Они не готовы дождаться финального свистка финального матча чемпионата мира, после которого гости разъедутся и государство снова возьмется за прессинг «неправильных» граждан, вспомнив о том, что махать флагами и тем более скандировать кричалки без согласования с властями на улицах нельзя.

Индивиды эти — судя по всему, из центра противодействия экстремизму. На днях на Чистых прудах они задержали девятерых сотрудников «оппозиционного» Театра.Doc, которые гуляли там после спектакля «Взрослые снаружи». «К нам подошли молодые люди, пять амбалов, мужиков — кто в коже, кто как, — и с ними сотрудник полиции, который представился Горячкиным. Они к нам подошли и стали нас задерживать и кричать, что мы должны с ними проехать в отделение. Мы стали спрашивать, на каком основании, они стали ржать и говорить, что эти амбалы — пять свидетелей, которые будут свидетельствовать против наших преступлений — спиртное или наркотики. Показывают на режиссера Сашу Кудряшова и говорят — ну вот, вы выглядите как наркопотребитель», — рассказала «Медиазоне» актриса Мария Чупринская.

Издевательства в стиле «Я полковник Чингачгук» продолжились в ОВД «Басманное». Позже всех отпустили без предъявления обвинений. Среди «амбалов» задержанные опознали небезызвестного сотрудника центра «Э» Алексея Окопного. Вероятно, на акцию против «экстремистов» людей в погонах и без них вдохновил тот факт, что некоторые из гуляющих ранее раздавали на улице фотографии Олега Сенцова. Как известно, история с объявившим голодовку режиссером Сенцовым могла испортить имидж России во время чемпионата мира (но не испортила), однако на эту фамилию власти даже к концу мундиаля реагируют болезненно. Вероятно, была дана команда пресечь акции в поддержку Сенцова на корню, отбить желание их проводить в каком бы то ни было виде.

Понятие «экстремизм» в России стремительно девальвируется вслед за понятием «патриотизм». И на законодательном уровне, и на уровне общественных дискуссий подозрения в экстремизме все чаще оказываются сопряжены с банальным инакомыслием. Историй море — вспомнить хотя бы лидера группы «Ноль» Федора Чистякова, эмигрировавшего после того, как «Свидетелей Иеговы» признали экстремистской организацией и запретили в России.

События вокруг Крыма и Донбасса окончательно смешали карты в колоде понятий: теперь тот, кто на Украине герой, в России преступник-экстремист, и наоборот. А центр «Э» превратился в политическую полицию. Адресно прессуются сторонники Навального (чаще всего без видимых поводов) и теперь вот сочувствующие Сенцову. Требовать от прессующих «амбалов» правового подхода к вопросу попросту бессмысленно, потому что перед ними ставят неправовые задачи. И это совершенно не шутка: они действительно чувствуют себя полковниками чингачгуками. Они ждут, когда им будет дана отмашка на издевательство над конкретными людьми, которых защищать в России некому. Работа прескверная, функции позорные, особенно на фоне того, как российская полиция в целом небезуспешно пытается обрести перед гражданами худо-бедно человеческое лицо, и иногда даже не только к чемпионату мира. Но страна у нас большая, несколько десятков «чингачгуков» с методами и риторикой 90-х — те самые из анекдота про «дали пистолет — и крутись как хочешь» — непременно найдутся.

Алексей Халанский

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика