Хотят ли русские рокеры войны
На прошлой неделе в один день в сети появились еще две песни о войне, уже от авторитетных рокеров – от Александра Ф. Скляра и от группы «Би-2»
На прошлой неделе вслед за Гошей Куценко, который представил свою антивоенную песню «Господин президент», в один день в сети появились еще две песни о войне, уже от авторитетных рокеров – от Александра Ф. Скляра и от группы «Би-2».
Скляр записал произведение под названием «Миллионы» по следам известных событий. «Когда война на пороге – не вздумай смотреть назад, – поет на черном фоне ставший заметно более суровым по сравнению с временами ремейков на Вертинского и Утесова Александр Феликсович. – Надо просто выбрать оружие, которым сражаться».
Автор выложил песню на YouTube и отключил любые комментарии к видео (что правильно). Но граждане нашли, где обсудить новинку, которая почти никого не оставила равнодушным. Музыкальные критики в основном сходятся во мнении, что музыка и стихи ни в какие ворота не лезут. Строго говоря, это вообще не песня – скорее месседж на злобу дня, который музыкант хочет транслировать в пространство. Причем с ключевым словом «злоба». И тут, конечно, дело не в глубине творческого полета. Для простоты такой жанр можно было бы назвать антипеснями.
«Антипеснями» увлекается и Андрей Макаревич, только делает это с противоположной колокольни. Впрочем, «антипесни» Макаревича, «Машины времени» уже обсуждены вдоль и поперек. А месседж от Скляра – он для российского творческого пространства нов и читается примерно так: беритесь, товарищи, за оружие – врагов мочить, выбора у вас нет! Для сомневающихся – строчка «Русские своих не бросают – это закон» и последние кричаще-рычащие слова куплетов: «[Нас] миллионы, миллионы, миллионы – и каждый готов!» В культурной среде у Скляра уже есть поддержка – например Захар Прилепин считает, что с этой песни «по уму надо программу "Время" начинать».
Поговаривают, что Скляр увлекся философией Александра Дугина, сторонника мощной евразийской державы и культа идеологии в России. Отсюда и взгляды. На летнем «Нашествии» Александр Феликсович посвятил песню Цоя «Мама, мы все тяжело больны» «героям Новороссии» и там же выразил живое желание провести фотосессию на фоне военной техники, пригнанной на фестиваль. Теперь родил «Миллионы» – пожалуй, самую милитаристскую песню, которую приходилось когда-либо слышать от представителей русского рока. Макаревича и Скляра объединяет, пожалуй, одно: им отчаянно приходится отбиваться от тех, кто не разделяет их взгляды. Если вдуматься, то это огромный каждодневный психологический прессинг.
Другие рокеры подпитываются военной темой более элегантно. Клип «Би-2» «Забрали в армию» (песня из только что вышедшего альбома «#16плюс») при желании можно интерпретировать по-разному. Однако в любом случае это пацифистский антипод «Миллионам»: «Я воспитывал чувства в монастыре, постигал Заратустру и Пуанкаре. Но внезапно святые сменились в раю. На зачистку святилищ забрали в армию». Сами музыканты отказались от любых комментариев о войне и политике.
В первой части нового альбома «Сплина» «Резонанс» (она вышла весной, а вторая половина – в сентябре) есть песня «Помолчим немного», на которую в августе был снят клип. Лидера «Сплина» Александра Васильева тоже «подозревали» в том, что его музы посетили войну: «Одевайся, пойдем, чудовищно пахнет гарью. Выводи свои обугленные войска. Мы такого тут натворили и наломали, что от ужаса сгущаются облака». Директор Александр Морозов пояснил, что «тексты Васильева всегда двоякие» и «многие в его песнях слышат то, что сами хотят услышать».
Как бы там ни было, война меняет российский рок-репертуар. Пока, правда, удивляет творческое молчание главного пацифиста русского рока Сергея Чигракова (Чижа) и Юрия Шевчука, ограничивающегося на концертах пространными антивоенными стенаниями между песнями. Новая вещица «ДДТ» со словами припева «Не так уж плохо все, не так уж скверно» вообще не в тренде. То ли Юрий Юлианович потерял гражданское чутье, то ли не желает себе участи пинаемого всеми Макаревича.
Кстати, Земфира на своем недавнем московском выступлении вновь исполнила на украинском языке песню своего друга Святослава Вакарчука из «Океана Эльзы». Без комментариев.