"А на чьи шиши должны?" Ответ на скандал вокруг заработков "пятой колонны"

27 августа с крыши на Новом Арбате вывесили баннер про «пятую колонну»: на Макаревича, Быкова, Арбенину, Шендеровича и Улицкую проливается дождь из американских долларов. И вопрос: «На их шиши живёте?»

Фото: «Главплакат»

27 августа московский дождь полоскал очередной вывешенный с крыши «Московского дома книги» баннер про «пятую колонну». На нём на Андрея Макаревича, Дмитрия Быкова, Диану Арбенину, Виктора Шендеровича и Людмилу Улицкую проливался из заокеанского рога изобилия другой дождь — из американских долларов. И вопрос: «На их шиши живёте?»

Баннеры такого рода арт-площадка «Главплакат» вывешивает на здании на Новом Арбате не в первый и даже не во второй раз — будь я на месте дирекции МДК, я бы уже выставил им счёт за использование рекламной площади. Любопытно, что ранее Диана Арбенина не входила в канонический список «национал-предателей» по версии «Главплаката», хотя певица и раньше, случалось, критиковала власти. Однако в минувшее воскресенье телеканал НТВ сказал «фас», ославив Арбенину одной из «13 друзей хунты» — и тотчас же выяснилось, что лидер популярной группы «Ночные снайперы» «зарабатывает себе на жизнь явно не творчеством».

Выяснилось это именно что вдруг. Примерно так же 11 лет назад неожиданно выяснилось, что нефтяная компания ЮКОС использовала дырки в российских законах, чтобы уходить от налогов. Правда, причины этой недетской неожиданности месяц назад установил Гаагский арбитраж, и это стоило России 50,065 млрд долларов. Согласно вердикту, власти знали о хитрых схемах ЮКОСа всегда и потащили владельцев компании в суд только когда к ним появились политические претензии — и только и исключительно потому, что они появились.

[:image:]

Диана Арбенина, правда, не бизнесмен, а художник. Впрочем, в «Главплакате» в этом не уверены — там считают, что она и прочие заклеймлённые баннером на Новом Арбате «приторговывают своей популярностью». Пресс-релиз этого коллектива хочется цитировать ещё и ещё, хотя он и неоригинален — просто в опусах такого содержания и такой интонации нечасто встретишь по крайней мере более-менее грамотно расставленные знаки препинания. Этот текст — приятное (лишь в этом смысле) исключение. «Чем они на самом деле зарабатывают себе на жизнь? Явно не творчеством, призванным радовать тех, кто их слушает и читает: иначе они бы относились с уважением к точке зрения этих людей», — подводят борцы за бессребреничество черту под творческими достижениями Шендеровича, Улицкой, Быкова, Арбениной и Макаревича.

Так они говорят — и тем самым выдают себя с головой. Художник говорит и делает то, что считает нужным, правильным, красивым, в соответствии со своим пониманием искусства (какового понимания ему отпущено больше, чем простым смертным — такой избыток чувства прекрасного называется «талант»), и если плод его трудов кому-то нравится, то этот человек становится поклонником художника. Именно так, а не наоборот. Смешно, что это приходится объяснять людям, называющим себя «арт-площадкой» — и успешно смешивающим, впрочем, творчество человека и его политическую позицию. Интересно, кстати, а как бы отреагировали российские СМИ, если бы Дом профсоюзов в Киеве на время ремонта завесили похожим по смыслу плакатом с изображениями Валерии и Иосифа Пригожина, Олега Газманова, Иосифа Кобзона?..

Пытаются «попасть» в ожидания, угодить аудитории, умаслить её, обрезают и ушивают по её мерке свои творения — только бы был успех, в том числе финансовый! — не художники, писатели и музыканты, а мазилки, писаки и лабухи. В «Главплакате», видимо, принято считать наоборот, но принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» годится только для музыки в ресторане, где музыка вообще-то не главное. На концертах же «заказывальщиков» игнорируют, а в случае проявления неадекватности или агрессии — вышвыривают, и правильно делают.

[:image:]

Между тем есть на свете профессия, представители которой должны вести себя именно так, как требуют того от деятелей искусства постоянные обитатели крыши «Московского дома книги» — это политики. Вот уж кто-кто, а они обязаны чутко прислушиваться к требованиям и чаяниям своих избирателей и шагать с ними в ногу. В противном случае избиратели начинают негодовать и пинком под зад вышвыривают политика из насиженного кресла на ближайших выборах. Ну, по идее.

Есть, впрочем, верный способ эту крамольную идею задушить. Нужно просто всех, кто чем-то недоволен, кто смеет критиковать власти за тот или иной поступок, кто смеет говорить об этом вслух и призывает людей думать своей головой, объявить врагами, провокаторами, запроданцами, клеветниками отчизны и предателями — и тогда они все попрячутся по углам и будут помалкивать, дрожа от страха.

Но пока этого не происходит, несмотря на все усилия НТВ, «Главплаката» и им подобных. Думается, пора переходить к ковровым бомбардировкам. Каждый, кто купил билет на концерт или творческий вечер «национал-предателя», приобрёл его книжку или альбом, должен быть допрошен с пристрастием — наверняка он только подставное лицо, а паршивые 500 рублей, уплаченные им в кассу — это на самом деле 13 долларов 77 центов США (по курсу ЦБ), выделенные ему Госдепом для замаксированной передачи «пятой колонне».

Время не ждёт, и необходимо как можно скорее приступать к расследованиям и, конечно же, «посадкам». Ключевой день — 7 сентября: тут и выступление Дмитрия Быкова в бард-кафе «Гнездо глухаря», и благотворительный (какое коварство!) концерт Макаревича в Библиотеке имени Рудомино, и концерт «Ночных снайперов» в клубе «16 тонн». Из тех, кто к этому дню купит книги Шендеровича и Улицкой хотя бы в том же МДК, можно будет составить заговор. Надо брать.

[:image:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика