Сергей Щетинин: За ликвидацию последствий ЧП на "Славянском бульваре" можно ставить "хорошо"

Как 15 июля сработали спасатели? Каков настоящий уровень безопасности московского метро? Что делать людям, которые теперь боятся спускаться в подземку? Об этом «Собеседник.ру» рассказал председатель Исполкома Российского союза спасателей, спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин

Фото:

На Арбатско-Покровской линии столичного метрополитена закончились ремонтно-восстановительные работы между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы», где 15 июля сошли с рельсов и врезались в стену тоннеля три головных вагона.  

Движение на Арбатско-Покровской линии полностью восстановлено. Одним из первых пассажиров на восстановленном участке линии в ночь с пятницы на субботу, 19 июля, стал мэр Москвы Сергей Собянин.

«Московское метро, несмотря на ЧП, признано самым безопасным транспортным сообщением», — сказал заммэра Марат Хуснуллин. 23 человека погибли, ещё 146 серьёзно пострадали в результате самой крупной аварии в столичном метро. Кроме того, 264 гражданина обратились за медицинской, а более 1,7 тысячи — за психологической помощью.  

Самые крупные трагедии в московском метро [ФОТО]

Как 15 июля сработали спасатели? Каков настоящий уровень безопасности московского метро? Что делать людям, которые теперь боятся спускаться в подземку? Об этом «Собеседник.ру» рассказал председатель Исполкома Российского союза спасателей, спасатель международного класса, заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.    

— Как бы Вы оценили действия спасателей на месте ЧП в туннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» 15 июля?  

— За ликвидацию последствий трагедии в метро можно ставить оценку «хорошо». Довольно оперативно сработали. Повезло, что станция «Славянский бульвар» — это станция, где выходит большое количество сотрудников МЧС: там расположено административное здание, институт и т.д. И как раз в разгар рабочего дня там проходило большое количество сотрудников МЧС — не спасателей, но всё равно сотрудников, которые могут оказать помощь. И вот они стали организовывать и оказывать первую помощь.  

[:image:]

Потом уже подтянулись пожарно-спасательные силы. На станции «Парк Победы» находилась пожарно-спасательная часть МЧС. В течение 15 минут спасатели стали подходить к этому составу и оказывать помощь. Потом — второй эшелон, третий и т.д. Всё это по плану. Не один раз тренировалось, не один раз проводились тренировки, в том числе по эвакуации и оказанию помощи в случае крушения вагонов метрополитена. Такие тренировки проводятся довольно часто в разных районах города Москвы с привлечением различных спасателей и технических служб метрополитена, вертолётов, медиков. То есть это не было необычной ситуацией.  

— Говорят, что спасатели в туннеле около 40 минут работали под напряжением, потому что перегон не могли обесточить. Это правда?  

— Я не могу сказать точно. Но по инструкции они, конечно, должны были работать при отключённом контактном проводе. Насколько мне известно, всё-таки было отключено напряжение.

— В чём особенность работы спасателя в метро — под землёй, в темноте?  

— Это довольно сложные спасательные работы. Они находятся под землёй, в ограниченном пространстве. Если там возгорание, то это большое задымление, это отсутствие вентиляции, это темнота. Спасатели сталкиваются с большим количеством людей, которые ведут себя неадекватно — это паника. Ещё это большое количество тяжело пострадавших, которых нужно выносить на поверхность.  

При этом спасатели работают в дыхательных аппаратах и защитной одежде — это [брезентовая] роба («боёвка»), — а это довольно сложно и тяжело. Сам аппарат весит прилично. Ну и 200-300 метров плюс ещё подъём — 50-60 метров — это физически очень тяжело. Причём это нужно сделать как можно быстрее. Довольно тяжело физически такой объём работы выполнять. Поэтому организовывается работа с быстрой сменой спасателей и пожарных. То есть прибывает второй эшелон, чтобы максимально быстро проводить спасательные работы.  

Независимые эксперты выдвинули свою версию причины ЧП в метро

— Вы сказали про панику при трагедии в метро 15 июля. Отмечалось, что наши граждане не умеют вести себя в чрезвычайных ситуациях. Есть такая проблема? Как её решить?  

— К сожалению, мы отличаемся — менталитетом, наверное, — от японцев и европейцев, которые чётко, со школьной скамьи, знают, как себя вести в различных чрезвычайных ситуациях. Почему такое происходит? Потому что у нас на сегодняшний день отсутствует полноценная система обучения населения, начиная со школьной скамьи, по действиям в чрезвычайных ситуациях, по оказанию первой помощи.  

[:image:]

Мы, организация российских спасателей, как раз эту систему, в том числе и программу первой помощи, пробиваем — с большим трудом — и внедряем, чтобы каждый гражданин знал про эту систему помощи и, самое главное, обладал навыками оказания первой помощи. Первая помощь включает в себя не только умение перевязывать рану, но ещё и поведение человека. При аварии в метрополитене должен был быть соблюдён чёткий алгоритм действий. Но я думаю, что далеко не все знали этот алгоритм и по нему действовали.  

— То есть во время аварии в метро никто толком не знал, что делать, куда идти, кому помогать?

— Да, хотя это элементарные вещи, которые должны знать и соблюдать. И это позволило бы сохранить многие жизни.  

— Но ведь в вагонах метро должна быть какая-то связь с пассажирами? Им должны объяснять, как себя вести.  

— По инструкции в случае аварии должен отключаться контактный рельс, должно отключиться электрическое питание и включиться резервное. Когда включается резервное питание, сам машинист должен оповещать пассажиров через внутреннюю связь. Выход на рельсы без отключения [напряжения] чрезвычайно опасен и может повлечь за собой серьёзные поражения электрическим током. Поэтому всё нужно было делать чётко по команде. Да, конечно, хочется побыстрее выбраться на поверхность, но люди подвергали себя опасности.  

[:image:]

А так, всё, что происходит в метрополитене, видно контролирующим службам метрополитена. Они прекрасно видят, где находится состав, какая авария на каком пути произошла. Оповещение проходит по внутренней связи через машиниста. Ну, естественно, и через спасателей, пожарных, которые подходят к месту ЧС. У них тоже есть своя внутренняя связь, которая сразу включается и оповещает всех пострадавших.  

— Почему 15 июля власти отказывались от помощи добровольцев? Говорили, что спасатели сами справятся.  

— Это не так. Наши добровольцы Российского союза спасателей — это аттестованные спасатели и добровольцы. Аттестованные, ещё раз повторяю. Это не просто люди, которые пришли и хотят помочь — нет. В течение последних двух-трёх лет они регулярно участвовали в тренировках совместно с МЧС, совместно с метрополитеном. И они были привлечены в качестве второго эшелона для ликвидации чрезвычайной ситуации. Я могу сказать, что это частично правда, частично нет — простых людей, которые не имеют опыта, конечно, никто привлекать не будет. А наши, специализированные добровольные — добровольные, подчёркиваю — спасательные формирования Российского союза спасателей участвовали в ликвидации.  

Алена Попова: При ликвидации трагедии в метро "Славянский бульвар" было две колоссальных проблемы

— Системные добровольцы?  

— Да, системные добровольцы.  

[:image:]

— Как Вы оцениваете уровень безопасности в московском метро?  

— Поставить пять баллов, конечно, сложно. Любая техническая, технологическая система никогда 100% безопасности не даёт. Всегда есть процент риска, процент несрабатывания какого-то оборудования. То есть нужно, однозначно, вкладывать дополнительные деньги в систему безопасности, в развитие, обновление путей, подготовку личного состава, в информирование. Это большой комплекс работы. И чем больше денег вкладывает собственник, тем больше безопасность на его объекте — нет пределов совершенства. На сегодняшний день там существует система оповещения и безопасности в нормах установленного закона. На мой взгляд, безопасность соблюдается, хотя — да — хотелось бы улучшить её.

— Хотелось бы, потому что за последний год уже более 30 нештатных ситуаций произошло в метро.  

— Да, железо стареет, его уже нужно менять, его нужно ремонтировать. Опять возникают вопросы: а кто его меняет, из какого материала всё это сделано, как соблюдаются технологические цепочки, кто контролирует это и т.д. Целый комплекс проблем.  

Лолита Милявская: То, что показывают о метро по ТВ – полная фигня, все страшно и катастрофично

— В СМИ отмечалось, что сразу после аварии 15 июля на месте трагедии появились мэр и спасатели, а начальства метрополитена не было ни слышно, ни видно.  

— Ликвидация чрезвычайной ситуации, причём такой крупной, по закону возложена на МЧС — спасателей и пожарных. Они за это получают деньги, это их зона ответственности. Они работали, поэтому они были на первых полосах. То, что касается работников метрополитена, они тоже были, если посмотреть на картах, тоже работали, хотя гораздо меньше. Метрополитен не может содержать большую спасательную службу и так быстро сконцентрировать её в участке ЧС. А так, там есть какие-то службы, которые как-то могут оказывать помощь.  

[:image:]

— Говоря о начальстве метрополитена, я имел в виду, что оно в первую очередь несёт ответственность за ЧП. Вот задержали дорожного работника и его помощника. Но кто-то же ещё должен отвечать?  

— Есть такое понятие, как опасный производственный объект. У объекта, который эксплуатируется, есть хозяин. На него возложена обязанность — он должен обеспечить безопасность, должен содержать специальные службы, должен их финансировать, развивать. Если он так не делает, должна быть уголовная ответственность. На сегодняшний день это вопрос. Я думаю, Следственный комитет будет разбираться, будут сделаны соответствующие выводы. Пока тяжело сказать, кто виноват.  

— Многие москвичи сейчас стали побаиваться заходить в метро. Что бы Вы им посоветовали?  

— То, что большинство жителей Москвы боятся, это не чтобы закономерно, но это с точки зрения психологии объяснимо. Люди видели по телевизору большое количество жертв, они, конечно, испытывают чувство опасности за себя, за своих близких, за детей. Стоит обратиться к психологам — тем, кому прям совсем плохо, у кого какой-то барьер. В МЧС довольно сильные психологи, и на сайте есть телефон доверия.  

А всем остальным людям стоит дальше жить. Стоит почитать необходимую литературу, которая есть на сайтах — набить в Интернете некоторое количество слов: как себя вести при чрезвычайных ситуациях в метрополитене. Стоит почитать, попытаться это запомнить и потом, спускаясь в станцию метрополитена, посмотреть, где какие указатели, куда в случае ЧС следует бежать, как себя вести. То есть более внимательно относиться к своей безопасности в метрополитене. И необходимо всё-таки каждому жителю нашей страны овладеть навыками оказания первой помощи — это очень важно. Российский союз спасателей такую программу разработал, и мы готовы по мере своих сил обучать и внедрять эту программу дальше.  

Примите участие в опросе: Будете ли вы продолжать пользоваться метро после трагедии на станции "Славянский бульвар"?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика