Регина Дубовицкая: Мише Евдокимову я кричала: "Не ходи туда!"
7 августа исполнилось 15 лет со дня гибели Михаила Евдокимова. Регину Дубовицкую можно смело назвать его творческой крестной мамой
7 августа исполнилось 15 лет со дня гибели артиста, губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Ведущую Регину Дубовицкую можно смело назвать его творческой крестной мамой. Ведь именно после участия Евдокимова у нее в радиопередаче, а затем и на ТВ в «Аншлаге» он стал популярным. О Михаиле, о том, почему артисты называют Дубовицкую «соковыжималкой», и о политической сатире «Собеседник» поговорил с Региной Игоревной.
- 1948 – родилась 31 декабря в Шадринске Курганской области
- 1967 – окончила Пятигорский институт иностранных языков (преподаватель немецкого)
- 1966 – родилась дочь Илона, которая стала математиком
- 1970 – поступила на должность младшего редактора по письмам в радиопередачу «С добрым утром!»
- 1987 – создала передачу «Аншлаг»
В лице Евдокимова страна потеряла потрясающего артиста!
– Регина Игоревна, помнится, у вас же в «Аншлаге» впервые прозвучало «морда кра-асная такая» в исполнении Евдокимова?
– Да-да, это всё его наблюдения за жителями родного села Верх-Обское. Уже позже Миша рассказывал Анатолию Трушкину сюжеты из жизни этой деревни, а тот писал номера. Это смешно, когда я слышу, что все герои Евдокимова выдуманные.
Я впервые побывала в его родной деревне на Алтае летом 1991 года. Миша меня познакомил с жителями, я брала интервью у героев его рассказов. Дед Данилыч, например… Мы пошли по деревне гулять, а навстречу нам едет на лошади Данилыч. Евдокимов ему и говорит: «Вот, приехала съемочная группа и тебя снимет».
А он отвечает: «Ёпрст, а где же они были вчера? Вчера в наш сельмаг ни граммулечки не завезли. И не выпить было». Вот это «ёпрст» Миша у деда и позаимствовал для сцены.
– Успешный, популярный артист. Как вы думаете, зачем он пошел в политику?
– Уверена, что Миша хотел сделать свой край лучше, хотел помочь людям Алтая. Я ему говорила: «Какой ты хороший артист, все знают, а вот какой ты будешь политик – это еще вопрос!» Если бы он не пошел в политику… Он же был действительно гениальным артистом. Правда, тогда еще не до конца раскрытым, у него было всё впереди. У самого было много планов: и в театре играть, и в кино дальше сниматься. Они со Львом Дуровым должны были начать работать над спектаклем. Планы были огромные! Страна точно потеряла потрясающего артиста!
Помню, в 1994 году я снимала о нем программу в концертном зале «Россия». И на этом концерте присутствовал Леонид Филатов. Тогда еще никто не говорил, что Евдокимов большой русский артист.
И вот Филатов вышел на сцену, сказал: «Хороших артистов много, к ним отношусь и я. Но Евдокимов – действительно уникальный, единственный актер!»
– Некоторые и сейчас предполагают, что та автомобильная авария была не случайна – это было убийство. Мол, помешал кому-то губернатор Евдокимов…
– Я же не могу сказать точно. Когда он пошел в губернаторы, многие его в этом не поддерживали. Например, Володя Винокур был против этого. И я ему не просто говорила, а кричала: «Не ходи туда!» Была уверена, что это не его путь в этой жизни. Но надо знать характер Евдокимова: если он решил, то отговорить его было невозможно! Он же приглашал меня участвовать в его предвыборной кампании, но я отказалась. Мы потом долго не разговаривали. Мне кажется, в политике надо уметь находить компромиссы, а у Миши было только черное или белое. Он либо любил, либо не любил, либо принимал этого человека, либо не принимал. Хотя, конечно, для своего Алтайского края он сделал очень много. Поэтому его там помнят.
– Как вы узнали о том, что Евдокимов погиб?
– Буквально за день до гибели он мне позвонил домой. А я в этот момент находилась в Бресте на съемках передачи про Лену Воробей. Когда на следующий день вечером приехала, муж сказал, что Евдокимов звонил и передал, что еще перезвонит. А на следующий день в девять утра мне позвонил какой-то человек и спросил: «Что случилось с Евдокимовым?» А я об этом впервые слышу! Потом от Винокура узнала, что авария, и мы – Володя, Лёва Лещенко, Александр Маршал, Клара Новикова – вылетели на Алтай.
Во время похорон вся дорога, по которой везли Мишу из Барнаула, где с ним прощались, до кладбища в его родной деревне, была усыпана цветами.
С Ефимом Шифриным нас ссорили посторонние люди
– Много артистов, которые с вами работали в «Аншлаге», ушли из жизни. Александр Ширвиндт часто шутит на тему ухода друзей: «Снаряды всё ближе…»
– Как-то в 1994 году или в 1995-м мы делали программу на тему «Первые шаги артистов». Там снимались те, которые уже были на тот момент популярными: Миша Задорнов, Миша Евдокимов, Клара Новикова, Фима Шифрин, Витя Коклюшкин, Анатолий Трушкин, кстати, и Евгений Петросян. Все они рассказывали какие-то смешные байки из своей жизни, было весело, хорошая атмосфера. И помню, тогда мне почему-то пришла в голову мысль: кто же первым уйдет?! Ну, не знаю, почему, ведь так нам всем было хорошо! И вот так получилось, что Евдокимов ушел первым, Задорнов – вторым, Трушкин – следующим…
– Уходит старая гвардия авторов, а им на смену-то кто-то есть?
– Конечно! И замечательные авторы! Например, Наталья Коростелева, Юра Хвостов, Алексей Щеглов. Они пишут не только для себя, но и для других исполнителей. С другой стороны, найти молодых хороших артистов сложно. Безусловно, в нашей стране есть таланты! Но ведь парню или девушке – человеку из провинции, чтобы прославиться и показать себя, нужно приехать в Москву. А как ему или ей тут прожить?! Да и чтобы стать хоть немного узнаваемым, нужен не один и не два года.
– А почему вы так немного снисходительно сказали «кстати, и Петросян»?
– Потому что он давно у меня не участвует в программе.
– Наверняка вы слышали о скандальном разводе Евгения Петросяна и Елены Степаненко. Разговаривали об этом с кем-то из них?
– Виделись как-то на съемках с Евгением Вагановичем, но я не спрашиваю его об этих разводах и так далее, не мое это дело. И не участвую в передачах, которые посвящены этому. Пусть Степаненко и Петросян сами разбираются.
– Вы не поругались? Все знают, характер у него сложный…
– Нет, ну что вы! Что нам делить? Я вам так скажу: все артисты – очень сложные люди. Поэтому я, когда у меня бывали встречи со школьниками и кто-то мне признавался, что хочет стать артистом (особенно девчонки), им говорила: «Не дай бог! Труднее этой профессии нету!» Мечтают, потом поступают в театральные заведения, затем начинают работать – тысячи. А звездами становятся единицы! Большинство сходят с дистанции очень быстро и переживают это всегда очень тяжело.
– Как же вам удается всю жизнь работать с такими тяжелыми людьми?
– Ох! Знаете, как меня они называют между собой? Соковыжималка! Они правы, я из них выжимаю все соки. Если бы этого не делала, у них было бы меньше эстрадных номеров. Я же на каждую передачу требую от них приготовить новые номера. Конечно, у нас бывают какие-то обиды друг на друга, но мы это проживаем.
– Вы сейчас общаетесь с Ефимом Шифриным? Помнится, он ушел из «Аншлага» с обидой на вас…
– Общаемся, мы никогда и не ссорились. Когда я попала в автомобильную аварию в Черногории (весной 2007 года автомобиль, в котором пассажирами ехали Дубовицкая и Елена Воробей, врезался в бетонное ограждение. Телеведущая попала в реанимацию. – Ред.), Фима первым из всех позвонил Володе Винокуру и спросил, чем он может помочь мне. Шифрин поздравляет меня с каждым днем рождения, и на недавнем его юбилее я была.
– Если не ошибаюсь, он как-то жаловался коллегам, что за телеэфир в вашей передаче ему не платят и вставляют туда его старые эстрадные номера.
– Понимаете, за эфир артистам никто не платит. Но это же не я не плачу. В чем тогда была суть конфликта, не могу ответить. По причине того, что в тот самый момент я лежала с большой температурой в своей каюте на теплоходе – мы плыли с концертами по разным городам. Я даже на последних двух выступлениях попросила Мишу Евдокимова вместо меня объявлять артистов со сцены, сама не могла. О чем говорил там Фима в этот момент, узнала только потом. Кто там прав, кто виноват? У меня есть моя версия, но не буду ее говорить. Мне кажется, все было по-другому, чем мне пересказывали. Думаю, старались нас поссорить посторонние люди.
Шифрин – шикарный артист! В театре у него большие успехи, а вот на эстраде сейчас как-то…
Предложили пост заместителя министра культуры
– Вам не кажется, что сейчас вообще разговорный жанр на эстраде превратился в сплошной стендап?
– Я к этому стендапу никакого отношения не имею. Это такое новое определение. Но если вдуматься, этим жанром прекрасно занимались и занимаются и Ян Арлазоров, и Клара Новикова… Хотя, конечно, у них было много заготовок, но тоже удачно импровизировали. Да и на наших концертах «Аншлага» – сплошная импровизация!
– Регина Игоревна, в этом году исполняется 33 года вашей передаче. Я читал разные версии о том, кто придумал название «Аншлаг». Некоторые утверждали, что именно он (она) подсказали вам. Как на самом деле было?
– У меня было 57 вариантов. Я не знала, как назвать. И тут Лев Новоженов сказал мне как-то: «Назови просто – «Аншлаг». Вот я предложила главному редактору на телевидении, а он засомневался: «Какое-то нерусское слово». Я уверяла его, что аншлаг соберется перед телеэкраном, когда будут показывать нашу передачу, потому что выступят хорошие артисты. Мне и подписали эту заявку. Как корабль назовешь, так он и поплывет.
– Есть такое устойчивое мнение, что артисты много пьют. Как боретесь с этим на гастролях или съемках вашей передачи?
– Думаю, такое свойственно больше эстрадным вокалистам, артисты разговорного жанра вовсе не такие. Я с подобным не сталкивалась. Это не значит, что, когда отмечаем день рождения кого-то из наших артистов, на столе стоит одна вода. Конечно, нет.
Но пьяным у нас никто никогда не выходил на сцену, я такого артиста послала бы сразу. Мы много ездили в круизы, были праздники, съемки большие – ни один артист не напился и меня ни разу не подвел, хотите верьте, хотите – нет. Собирались, выпивали, но никто не напивался!
– Это правда, что вам в свое время предлагали стать заместителем министра культуры?
– Правда, но ведь это был розыгрыш. Раздается звонок, и мужской голос приглашает меня поговорить: мол, мне хотят предложить этот пост. Я сразу поняла, что кто-то из моих артистов разыгрывает, но вот кто именно, поначалу не опознала. Только немного поговорив, узнала Володю Винокура. Он часто меня разыгрывает, ведь умеет говорить разными голосами.
– А вы смотрели в интернете видеоролики с Максимом Галкиным, где он высмеивает власть, шутит на политические темы?
– Сразу скажу: я очень не люблю политическую сатиру. Это из практических соображений. Потому что сегодня над этим номером с такой политической сатирой смеется зал, а завтра – ситуация в стране поменяется, и этот номер уже никому не будет интересен. А мне нужны номера, которые я, например, сняла тридцать лет назад, а могу их показать сегодня, и они будут пользоваться успехом.
– Разве юмор не меняется?
– Это вам так кажется. Понимаете, вот сегодня шутят про коронавирус, а когда он закончится, эти шутки и не нужны будут. А есть вечный юмор. Например, моя внучка Регина, которая учится в медицинском институте, с таким удовольствием пересматривает фильмы с Чарли Чаплином и всегда смеется!
– А выступления Михаила Евдокимова будут популярны, скажем, еще через 15 лет?
– Если часто их будут показывать по телевизору, то конечно! Его номера, как и произведения Жванецкого, не устарели. У Миши не было выступлений на сиюминутную тему.
Звонок артисту
Клара Новикова: С Региной мы ссоримся, но только по делу
– Я участвую в каждом выпуске «Аншлага» у Регины Дубовицкой. Редко когда была занята и не смогла сниматься. По-моему, такое было только один раз. Конечно, как и все нормальные люди, мы можем поссориться. Но спорим только на творческие темы, по делу. Был такой смешной случай. Я купила красивое платье. Позвонила Регине и сказала, что в таком-то магазине появилась хорошая одежда. Потом была съемка «Аншлага». Дубовицкая уже на сцене, я пришла и жду своего выхода. Регина объявляет: «На сцене Клара Новикова!» Выхожу и вижу ее в таком же платье, в котором вышла и я. Оказывается, в магазине, когда она спросила об этом платье: «Оно у вас в единственном экземпляре?» – ей ответили, что на всю Москву таких только два. Регина и купила. Съемку остановили. Она мне говорит: «Переоденься». А во что? Я в этом платье приехала! Тогда мы решили рассказать тут же зрителям всю правду об этом казусе. Все смеялись!
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2020 под заголовком «Регина Дубовицкая: Я очень не люблю политическую сатиру!».