Завхоз, закрасивший Бродского, – тоже художник. На стене школы начался арт-диалог
Дискуссия о праве на существование рисунка с изображением Бродского на стене питерской школы приобрела федеральный размах
Дискуссия о том, имеет ли право на существование рисунок с изображением Иосифа Бродского на стене питерской школы №189, приобрела федеральный размах.
Сначала на стене появилось профессиональное изображение поэта, не согласованное с властями. Завхоз уничтожил произведение руками гастарбайтера. К закрашенному месту потянулись творческие умы культурной столицы, и во вторник этот кусок стены украшало стихотворение «Замазан классик, будто высечен, как в 63-м прокурором. Страной Поэтов некий выскочка посмел назвать страну заборов».
История с портретом Бродского задела интеллигенцию за живое. Между тем завхоз уже успел закрасить и стихотворение, чем продемонстрировал свою готовность принять в этой горячей точке Петербурга любой бой с городским креативным классом. За исключением, может быть, живых гитарных песнопений. Сможет ли Кусок Школы, уже, так сказать, намоленный, потягаться со Стеной Цоя, пока говорить рано. Но люди хотят высказаться, причём сделать это красиво.
Между тем зря все так яростно набросились на завхоза. Дело даже не в том, что он оказался исполнительным формалистом. А в том, что, по нынешним понятиям, данный представитель рабочей профессии тоже является художником. Как и любой коммунальщик, закрашивающий стрит-арт. Слой краски на портрете Бродского – не просто победоносный жест госсистемы, но ещё и элемент супрематизма. Достаточно наложить замазанные куски один на другой – и вот вам супрематическая картина. И здесь не какие-то прямоугольники, в которых поди догадайся что хотел сказать автор, а настоящая энергетика, пусть и негативная. Под каждым слоем – творчество, пусть и разрушительное.
О стрит-арте спорят давно и горячо. Все видели уделанное (здесь подойдёт именно этот глагол) метро в некоторых европейских городах. Власть (незримо, в лице завхоза) задаёт нам один из своих фирменных вопросов: вы хотите, как в Париже (Риме, Мадриде)? Нет, не хотим. Но и Бэнкси творит свои художества не у нас. России нужен свой Бэнкси. Многие дети хайпа, рисуя не самые впечатляющие картины на заборах, пытаются стать знаменитыми. Хотя бы среди сверстников в своём районе. Но стать русским Бэнкси, если твои картины на подстанциях одобрены ячейкой «Единой России», а на краску выделен бюджет от управы, невозможно. Гораздо лучше, если их будет закрашивать завхоз.
Словом, не надо делать из этого драму. Это диалог. Причём диалог творческий и очень характерный для России.