Пон Джун Хо – герой нашего времени родом из Южной Кореи

Sobesednik.ru рассказывает, чем же так полюбились западному зрителю картины южнокорейца Пон Джун Хо

Фото: Пон Джун Хо // Global look Press

Sobesednik.ru рассказывает, чем же так полюбились западному зрителю картины настоящего героя кинематографа этого года — южнокорейца Пон Джун Хо.

В этом году на 92-ой церемонии «Оскар» произошло событие поистине революционное — впервые в истории Америка удостоила главного приза неанглоязычный фильм. Как всем уже известно, премии сразу за «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший международный фильм» получили «Паразиты», а сам режиссер Пон Джун Хо взял награду, как «Лучший режиссер». При этом южнокорейская картина обошла таких гигантов, как «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «1917» Сэма Мендеса, «Ирландца» Мартина Скорсезе и «Джокера» Тодда Филлипса.

Южная Корея всегда была страной очень кинематографичной – к индустрии очень трепетно относятся и авторы, и зрители, которые просто обожают кино. Южнокорейские режиссеры уходят в процесс с головой – проработка драматургии, сюжетные виражи, формалистичность и многослойность ставятся ими на высокий уровень. 

Кадр из фильма "Паразиты" // Фото: скриншот с YouTube

До триумфа «Паразитов» кинематограф Южной Кореи ассоциировался за пределами страны, прежде всего, с Пак Чхан Уком и его «Олдбоем» – дикой и шокирующей, но при этом гипнотизирующей и виртуозной картиной. В свое время фильму не хватило одного голоса для получения главного приза Каннского фестиваля. Помимо лент Чхан Ука в Каннах побывали фильмы На Хон Джина, Хон Сан Су, Ли Чхан-дона, а также классика Им Квон Тэка, который с 90-х делал упор на злободневные тогда темы – критику политических катаклизмов, их последствий, а также важности сохранения национальной самобытности. Также в Южной Корее очень популярен Ким Ки Дук, снимавший с 1996-го по 2000 год пронизанные суровым реализмом драмы, а затем переключившийся на радикализм, который ярко проявляется в «Острове», «Плохом парне» и «Самаритянке». Но, несмотря на очевидные достоинства, никому из авторов не удалось привести свои фильмы в Америку и уехать оттуда с главной золотой статуэткой. Чем отличается Пон Джун Хо?

Умением жонглировать жанрами славится в целом весь южнокорейский кинематограф, но Пон Джун Хо из фильма в фильм оттачивал это мастерство и в «Паразитах», на сегодняшний день, достиг в этом своего апогея. Легко и уместно социальная сатира наслаивается на семейную драму, приправляется это черной комедией, а затем переходит в камерный триллер и кровавый хоррор. Получается так, что на протяжении двух часов зритель сидит с отвисшей челюстью.

Умение сочетать личную драму, сатиру, черную комедию и социальные посылы Пон Джун Хо продемонстрировал еще в своей дебютной работе – «Лающие собаки никогда не кусают». Даже в последующих «Воспоминаниях об убийстве» драма, мрак и хичкоковский саспенс не мешают горькой улыбке всплывать в ответ на абсурдные действия и допросы полиции. Последнее, к слову, – чистая правда. В реальности данное расследование было самым масштабным в Южной Корее, а число подозреваемых составило 21280 человек – полицейские выбивали признания только так. «Вторжение динозавра» снят в жанре фантастики, который, приправлен комедией и семейной драмой, но не упускает из виду темы экологические и социально-политические. «Окча» – первая картина режиссера, получившая номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», представляет собой трогательную историю о дружбе, а также рефлексию на тему экологии и тотального обмана корпораций.

Кадр из фильма "Воспоминания об убийстве" // Фото: скриншот с YouTube

Но самой многожанровой работой (до «Паразитов») Джун Хо стала картина «Сквозь снег» – его первый международный проект с голливудскими актерами. После успешного проката «Паразитов» у нас в стране именно эта лента из всей фильмографии режиссера следом нашла своего российского прокатчика. Сейчас же в онлайн-кинотеатрах выходят «Воспоминания об убийстве» – аллилуйя! В «Сквозь снег» переплелись множество идей, многие из которых режиссер отражал в своих более ранних и поздних работах – темы межклассового противоречия, экологии, человеческой жестокости, тотального подавления властью, амбивалентного образа революционера. Разумеется, научно-фантастический жанр докрутил социальное неравенство и экологические проблемы до апофеоза, приправляя это идеями о неизбежности человеческих жертв ради всеобщего блага. Несмотря на некоторую сказочность, происходящее выглядит не менее реалистично и даже больше – пугающе точно отражает нынешнюю ситуацию во многих странах.

Идея о межклассовых различиях, ставшая основой для «Паразитов» и ярко проявившаяся в «Сквозь снег», волнует кинематографиста еще с «Собак». Милые четвероногие меняют свою функцию в зависимости от социального положения того или иного человека. Для богатого они будут подтверждением статуса и широких финансовых возможностей, а для бедняка – едой. Даже не критически бедного главного героя возмущает факт наличия собак у состоятельных соседей в его доме, хотя особо они ему не мешают (но это же запрещено, как они смеют?!) – да возмущает так, что он решает выбрасывать их с крыши. 

Кадр из фильма "Лающие собаки никогда не кусают" // Фото: скриншот с YouTube

Будучи леваком Пон Джун Хо наполняет свои фильмы и другими разнообразными темами. Помимо социального неравенства в тех же «Собаках» фигурирует разговор о воровстве бюджета, в «Воспоминаниях об убийстве» и «Матери» отражается трухлявая несостоятельность полицейской системы, в «Окче» режиссер говорит о лицемерии корпораций, тотальном обмане, дуализме «зеленых», жестоком обращении с животными и экологии в целом. Во «Вторжении динозавра» также на поверхности тема бедности и еще одно важное для фильмографии Пон Джун Хо ответвление – губительное влияние США. 

Кадр из фильма "Вторжение динозавтра"

// Фото: скриншот с YouTube

В «Динозавре» в фокус берется присутствие американских вооруженных сил в Корее. В 2000 году на американской военной базе в Сеуле служащему по имени Макфарлэнд действительно было приказано избавиться от формальдегида, который был слит в канализацию, выходящую в реку Ханган. Результатом стало, конечно, не появление гипертрофированного монстра, но приличное загрязнение окружающей среды. В «Окче» именно американская корпорация инициирует повсеместное запудривание мозгов и тотальное подавление. В «Сквозь снег» основными противоборствующими лицами и инициаторами насилия становятся американцы, в то время как герои Сон Кан Хо и Ко А Сон наблюдают за разложением обеих сторон и видят единственный возможный вариант положить конец этому аду в том, чтобы проделать дыру в поезде и выбраться из него, а не захватить власть. В «Паразитах» видно возвеличивание всего, что связано с Америкой – мадам Пак (Чо Еджон) слепо восхваляет качество палатки (она же заказана в США!), а знание английского языка считается символом привилегии – внимание акцентируется на усердно изучающих его Паках. 

Отличительной особенность Пон Джун Хо является и то, что он умеет говорить на острые темы без обвинений и тыканья пальцем в чью-либо сторону. Режиссер показывает ситуацию, пытается продемонстрировать реальное положение дел и оставляет зрителю право решить, кому он симпатизирует, и определить, что привело к тому или иному исходу. Особенно это заметно в «Паразитах», где есть очевидный социальный подтекст, отображающийся в росте бедности, отсутствии социальной защиты и чудовищных условиях жизни. Но при всей жесткости реалий картина совершенно исключают злобу. Эта история не об обвиняемых и приговоре, а о том, что паразитом может быть кто угодно, и даже самые страшные действия могут иметь причины, а также право на понимание и сострадание. Кто будет называть нуждающихся людей на грани выживания паразитами? Или кому придет в голову обвинить богатый класс в паразитировании на своих подчиненных? Автор не обвиняет ни тех, ни других. Так называемый паразитизм – неотъемлемая часть нашего общества, где одна социальная группа находится в зависимости от другой. Так и в отношении США – Пон Джун Хо не судит страну за беды в Южной Корее или иных странах, где «побывала» Америка в рамках своей внешней политики, а иногда с юмором, иногда со всей серьезностью обнажает ее поступательные движения и их последствия. Возможно, во многом благодаря незлобной манере «речи» и диалогу о злободневных вещах, близких в том числе американцам, Пон Джун Хо так полюбился в США.

Кадр из фильма "Окча" // Фото: скриншот с YouTube

Не только Пон Джун Хо, но и многие кинематографисты ныне делают акцент на семейной близости и подлинной любви между ее членами. Преуспел на этом поприще Хирокадзу Корээда в «Магазинных воришках» и «Сыне в отца». Правда, японский режиссер в отличие от южнокорейца Джун Хо демонстрирует ситуации, предполагающие важность не столь одинаковых фамилий и кровных уз, сколь близости ментальной. У Джун Хо любовь чаще всего связана с кровными узами. Во «Вторжении динозавра» главным героем движет любовь к дочери, в «Матери» мы видим, как материнский инстинкт становится причиной веры в невиновность чада, в «Сквозь снег» одним из приблизивших революцию факторов становится гневный родительский всплеск в ответ на насильственное отнятие детей. 

Кимы в «Паразитах» очень напоминают семью Паков из «Вторжения динозавра» – сплоченность и способность выкручиваться из критических ситуаций ради помощи близким у них также доходят до какого-то немыслимого уровня. Кимы, конечно, оказались более изобретательны и хитроумны – они пользовались еще и к артистическими трюками, дабы состроить из себя представителей более высокого класса. Прибегая для наглядности к тому же классовому делению, в обеих картинах Пон Джун Хо демонстрирует, что любовь между членами семьи не знает слов «деньги» или «социальный статус». В противовес Кимам режиссер ставит куда более холодных друг к другу Паков – показательна ситуация, когда мистер Пак реагирует на вопрос о наличии любви к своей жене раздражением. 

Джун Хо можно противопоставить его коллеге и другу – Пак Чхан Уку. Их кино одинаково прекрасно, но последний делает явный уклон в сторону насыщенности формы, а первый тяготеет, скорее, к разного рода легковесным высказываниям, юмору и, порой, к реализму. Но в «Паразитах», «Сквозь снег» и «Окче» режиссер экспериментирует с формой, что удачно подчеркивает идеологические составляющие фильмов. Убедительно работает контраст в «Окче» – сперва мы видим идиллию и гармонию семьи, живущей в южнокорейских горах, после чего маленькая девочка резко врывается в незнакомый огромный и беспощадный мир, где царят лицемерие, превалируют деньги и власть. Темы жестокости по отношению к животным, модифицированных продуктов и лжерекламы воспринимаются в разы острее.

Несколько сложнее все в двух последних работах режиссера – их можно сравнить. В «Паразитах» и «Сквозь снег» действия происходят в ограниченном пространстве, но работают они по разному – в первом случае герои имеют возможность свободно передвигаться, во втором – нет. Как ни странно, но в «Сквозь снег», несмотря на его камерный формат, который заставляет чувствовать себя пленником ада, оптимизма куда больше, чем в «Паразитах». Железные стены, отделяющие от внешнего мира, оставляют надежду, что все плохое происходит только в пределах поезда, и где-то там должна быть свобода и лучший мир. Персонажей же «Паразитов» жестокая реальность преследует повсюду – даже концовка кажется разрушительной утопией. А «Сквозь снег» формально дает человеку второй шанс, вопрос лишь в том, как выжившие им распорядятся, и возобладает ли в них светлая часть души.

Кадр из фильма "Сквозь снег" // Фото: скриншот с YouTube

Усиливает визуальная часть и классовые различия. Собственно, в «Сквозь снег» – это вагоны, гротескная обстановка в которых отражает статус их обитателей. В «Паразитах» же мы видим лощеную виллу и полуподвал в бедном квартале с кучей тараканов (базовый символ фильма). Основным местом действия, практически театральной сценой, однако, выступает дом Паков, где существует своя многоуровневость. Главное здесь – первый этаж, где до поры до времени царит порядок, внизу располагается подвал, о котором состоятельные хозяева позабыли – там место низшего класса, тех самых нуждающихся, но всеми забытых. На втором этаже обитают дети, у которых также царит своя атмосфера. Они пытаются сбежать от лэивой идиллии первого уровня. Особенно это заметно по сыну Паков, тяготеющему сперва к времяпрепровождению в индейском вигваме, а затем сгорающему от нужды вырваться из дома – именно вне его стен, в палатке происходит временное единение семьи Паков. По итогу дом, олицетворяющий идеалистическую обитель, не становится спасением ни для кого – более того, конкретно в нем происходит твист, задающий фильму тон кровавого хоррора.  

На Каннском фестивале и жюри, и критики, и зрители были единогласны – в их глазах «Паразиты» был лучшим фильмом основного конкурса. Картина получила всеобщее признание и удостоилась 15-минутных оваций после премьеры. Победа на «Оскаре» была желаема, но оттенена скептицизмом. Тем не менее практически невозможное свершилось. 

Кадр из фильма "Мать" // Фото: скриншот с YouTube

Интересно, что обратила на себя внимание именно чисто южнокорейская работа Пон Джун Хо, а не «Окча» или «Сквозь снег», который был снят не только с привлечением именитых голливудских актеров, но и кинокомпании The Weinstein Company. Возможно, проблема была в грамотности дистрибуции, но все же более отрадно, что прославили кинематограф страны именно «Паразиты» – «чистокровное» кино без интернациональной примеси. К нему Пон Джун Хо шел на протяжении всей своей карберы. Это – феномен, совмещающий острые социальные проблемы, мастерское переплетение жанров, красивый язык и универсальные высказывания. В самых смелых комбинациях он вылился в предельно острый, серьезный и невероятно смотрибельный социально-сатирический хоррор. 

Собственно, все эти аспекты в рамках творчества Пон Джун Хо повлияли на «узнаваемость» режиссера, благодаря которой и остальные его фильмы, и иные южнокорейские картины имеют шанс на будущее вне родной страны. И то, что «Воспоминания об убийстве» (вслед за «Сквозь снег») спустя семнадцать лет нашли своего прокатчика – этому подтверждение. 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика