Антон Долин об итогах "Оскара": Сюрприз – только победа "Паразитов"
Впервые в истории «Оскара» признан лучшим фильм не на английском языке и без голливудских звёзд — «Паразиты» Пон Чжун Хо
Главный «Оскар» этого года получили «Паразиты» — южнокорейская картина о двух семьях, очень богатой и очень бедной, режиссёра Пон Чжун Хо. Впервые в истории кинематографа Америка признала лучшим фильм не на английском языке и без голливудских звёзд.
При этом «Паразиты» и Пон Чжун Хо, которому достался и «Оскар» за лучшую режиссуру, обошли и «Джокера» Тодда Филлипса, и «Ирландца» Мартина Скорсезе, «1917» Сэма Мендеса и «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино.
Главные актерские «Оскары» вручены Хоакину Фениксу за роль Джокера и Рене Зеллвегер за главную роль в «Джуди». За роли второго плана награждены Брэд Питт и Лора Дёрн («Однажды… в Голливуде» и «Брачная история»).
О том, что значит оскаровская победа «Паразитов», мы расспросили Антона Долина:
— Никогда ещё на «Оскаре» не побеждал фильм, где не известные миру актеры говорят не по-английски. Наступила какая-то новая эпоха?
— Это, конечно, историческое событие, хотя неучастие звёзд совершенно здесь неважно. На «Оскаре» уже побеждали фильмы без звёзд.
Чисто номинально победа «Паразитов» означает, что в этот очень сильный год с мощным составом номинантов, когда невозможно было выбрать из толпы прекрасных американских фильмов, академики предпочли некое третейское решение — выбрать картину со стороны.
Во-первых, это просто восхитительный фильм, а во-вторых, он очень нравится американцам. Но с точки зрения как бы «прецедентного права», это действительно суперсобытие. И дело не в Южной Корее, а просто в том, что лучшим на «Оскаре» признан фильм не американский. Мы все знаем, что для таких фильмов на «Оскаре» есть отдельное гетто. С этого года оно называется «лучший международный фильм», а раньше называлось «лучший фильм на иностранном языке», над чем нередко все смеялись: для американцев все языки иностранные, кроме английского. И смотрите-ка, сейчас два «Оскара» — за «лучший международный» и за просто «лучший фильм» по мнению Америки (то есть с точки зрения проката тоже) — получила одна и та же картина. Такого никогда не бывало. И, конечно, закономерно, что именно южнокорейская картина победила, потому что более кинолюбивой и кинематографической страны сегодня на карте мира, наверное, нет.
— «Оскар» периодически обвиняют в том, что это премия «белых мужчин». А тут…
— Ну а теперь вот нет. И режиссер Пон Чжун Хо вдобавок знаменитый левак. Он участник протестов и практически социалист.
— А его «Паразиты» скорее антилевацкие.
— Искусство вообще и кино в частности всегда сложнее, чем просто политическая позиция.
— Что ещё вас удивило на «Оскаре»?
— Большой сюрприз — только победа «Паразитов». Все остальное вполне закономерно, и все основные номинанты получили хотя бы что-то. И «Оскар» Хоакину Фениксу предсказывали практически все. С пустыми руками остался только Мартин Скорсезе с его «Ирландцем», но это тоже было довольно предсказуемо. Зато его чествовали всем залом.