Как и где одевались дикторы советского телевидения
Ведущие советского телевидения рассказали, на какие ухищрения приходилось идти, чтобы одеваться эффектно в годы дефицита
В советские годы ведущие Центрального телевидения были эталоном женственности и стиля. Зрители смотрели на них, восхищались и даже представить себе не могли, на какие ухищрения шли звезды экрана, чтобы во времена тотального дефицита выглядеть прилично.
Пожалуй, одной из самых стильных на советском ЦТ можно назвать ведущую программы «Время» Анну Шатилову.
– Нам приходилось обманывать зрителя, – признается Анна Николаевна. – Единственную свою белую кофточку я обыгрывала по-всякому. Накину на нее платочек то так, то иначе – и уже получается другой костюм. На следующий эфир воротничок подниму или шарфик легкий повяжу. Вроде в одном и том же, но смотрится по-другому. У меня был свой стиль – сочетание белого с красным, который я заимствовала, когда была в длительной командировке в Японии. А еще в Японии я купила линзы, для нас это было чудом. Но у меня в глазах они не прижились, не смогла я их носить… В результате я была первой, кто в прямом эфире надел очки. Однажды ко мне подошел наш начальник Юрий Летунов и сказал: «Аня, почему ты за кадром в очках, а в эфире – без? Сегодня же веди «Время» в очках». И пообещал, что в случае чего он меня защитит, возьмет проблему на себя. А я испугалась, что меня уберут из кадра. Это был прогресс на телевидении – ведущая в очках! Мне стало намного легче работать: не надо было напрягать зрение, чтобы читать, отпала необходимость просить осветителей специально настраивать на меня свет. Правда, потом в редакцию стали приходить письма от зрителей с просьбами помочь им достать оправу для очков – ведь тогда в Москве оправы были большим дефицитом. Мне выписывали бумагу с подписью начальства, чтобы на заводе мне продавали оправы.
За что наказали Ангелину Вовк и Татьяну Судец
Ангелину Вовк (ведущая программ «Песня года», «Спокойной ночи, малыши!») однажды отстранили от эфира из-за слишком смелого платья.
– Я пришла в телецентр в таком красивом новом платье, у которого впереди вместо пуговиц была оригинальная шнуровка, – вспоминает Ангелина Михайловна. – И вот мне навстречу идет председатель Гостелерадио Лапин. Увидел мой наряд, накричал и приказал меня не снимать. Некоторое время я выходила в эфир только по системе «Орбита» – на Дальний Восток и Сибирь. Да как над нами только не издевались! И волосы заставляли обрезать, и меньше улыбаться.
– Однажды я пришла на съемки в легкой трикотажной кофточке, – рассказывает диктор ЦТ Татьяна Судец. – Выхожу из студии, и вдруг меня вызывает начальник. Удивилась: вроде все правильно сказала, не ошиблась. А он мне: «Что ты себе позволяешь? Ты в чем в эфир вышла? Нам звонит ветеран Великой Октябрьской революции (!) и возмущается: «Что происходит у вас на телевидении? Почему у вас диктор полуголый?!»
Веденеева отдала Степашке костюм своего сына
Еще одна красавица советского телевидения Татьяна Веденеева тоже отлично помнит, как ее каждый месяц штрафовали за непотребный вид:
– То у меня юбка слишком короткая, то вырез на кофточке глубокий или серьги слишком большие. С меня постоянно высчитывали штрафы, но я все равно одевалась, как считала нужным. У советской женщины было три беды: это обувь, колготки и сумки. Их невозможно было достать! А вот платье можно было из чего-нибудь да сшить. У меня есть подруга, художник-модельер, и мы с ней шили платья из платков, занавесок, скатертей и даже из мужских маек. Это было, конечно, не очень прочно и не очень качественно, но эффектно. А телевизор – это такая вещь: иногда простая штучка может выглядеть на экране лучше, чем безумно дорогая шмотка. Тут нужно только понимать, что тебе идет. Были, к примеру, павловопосадские платки, яркие, с цветами. Мы из них делали платья, юбки и даже пальто.
Кстати, однажды с Татьяной Веденеевой мы оказались в хранилище кукол из передачи «Спокойной ночи, малыши!» На стенах развешаны несколько десятков Хрюш, Каркуш, Степашек разных лет… Вдруг телеведущая подошла к одному из зайцев в костюме морячка. И заплакала.
– Представляешь, это костюмчик моего сына, его мне прислала подруга из Голландии. Потом костюмчик стал мал, и я отдала его в передачу. И его перешили на Степашку, – объяснила Татьяна.
У дикторов-мужчин была привилегия
– Раз в два года нам выдавали 200 рублей, и мы могли в специальной секции ГУМа, где одевались члены политбюро ЦК, купить себе костюмы, – рассказывает бывший ведущий программы «Время» Евгений Кочергин. – Это была привилегия именно дикторов-мужчин. Но в остальное время самим приходилось выходить из положения – например шили пиджаки и брюки в ателье.
В 1980-х вся страна заглядывалась на эффектных девушек из передачи «Ритмическая гимнастика». Женщин завораживали не только их идеальные спортивные фигуры, но и яркая форма – гетры, лосины, обтягивающие футболки.
– Я тогда была нищей студенткой, и таких вещей, конечно, себе позволить не могла, – рассказывает первая ведущая «Ритмической гимнастики», мастер спорта Наталья Корх. – Но в то время я вела аэробику в очень престижном, дорогом, закрытом бассейне «Чайка». Туда ходили только очень богатые люди и среди них несколько столичных путан. Они-то и снабжали меня вещами для съемок в программе, а точнее, давали их в аренду. И конечно, никакой иностранщины в кадре у нас не должно было быть. Помню, однажды главный редактор спортивных программ увидел на моих тапочках мелкую надпись на английском языке. И мне строго приказали эту надпись стереть, пришлось ее закрашивать краской.