Таланты и преемники. Кто придет на смену Табакову, Захарову, Ширвиндту
За кулисами московских театров все чаще возникают разговоры о преемниках нынешних худруков, многим из которых уже за 80
За кулисами московских театров все чаще возникают разговоры о преемниках нынешних художественных руководителей.
Время не остановишь: во многих ведущих театрах столицы худрукам уже за 80.
Если не Табаков, то...
Народный артист СССР, руководитель МХТ Олег Табаков четвертый месяц находится в больнице в тяжелом состоянии. И хотя в труппе театра настроены оптимистично, все же кулуарно гадают, кто может в будущем МХТ возглавить.
– Называют два имени: Евгений Миронов и Игорь Золотовицкий, который сейчас является ректором нашей Школы-студии, – поделилась с «Собеседником» одна из сотрудниц МХТ на условиях анонимности. – Но, когда такой вопрос действительно встанет, мы все склоняемся к тому, чтобы выразить поддержку Игорю. Он – наш человек, давно работает в театре, знает недостатки труппы.
Сам Золотовицкий пока эти разговоры не комментирует. Да, тема щепетильная, грустная. Говорить об уходе и замене руководителя не принято. Раньше артисты или режиссеры сами на пенсию вообще не уходили, шутили: «Из театра меня только вынесут».
– У нас это возведено в какой-то фетиш: умри на сцене, это так здорово! Артистам и режиссерам в антракте делают уколы, после чего они собирают волю в кулак и пытаются работать. Ну что это такое? Разве это Олимпиада? Зачем такая гонка?! – возмущается в разговоре с «Собеседником» актриса Анастасия Вертинская, которая сама решила в свое время уйти из профессии.
На смену Ширвиндту
Тем не менее случаи, когда руководитель еще при жизни находил себе замену, есть. Например, Александр Ширвиндт, который в 2000 году возглавил Театр сатиры при живом Валентине Плучеке. Правда, тогда многие осуждали такое решение труппы и департамента культуры: мол, неэтично. Валентину Николаевичу тогда было уже 90 лет, он много болел и физически не мог приезжать в театр. Сегодня Александр Ширвиндт сам не мальчик, в июле ему исполнится 84. Пока уходить на пенсию он вроде не собирается. Недавно даже сыграл в премьере спектакля «Где мы?..» Кто заменит его самого в будущем? Сотрудники театра уверены, что руководителем может стать Юрий Васильев, который давно работает в труппе и сам ставит спектакли на сцене Театра сатиры.
Настоящий поступок совершил в 2012 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой Владимир Андреев – предложил на свое место Олега Меньшикова.
– Я давно хотел пригласить в театр человека моложе меня, но близкого по духу, чтобы он не дал театру развалиться, – говорит Владимир Алексеевич. – Еще раньше думал предложить эту должность режиссеру Сергею Голомазову, но он возглавил Театр на Малой Бронной. Перед тем как Олега Меньшикова назначили руководителем Театра имени Ермоловой, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра.
– Весной 2011 года Владимир Андреев пригласил меня на разговор, но наша беседа получилась невнятной: он предложил мне сыграть роль, я ответил, что и так играю в своем «Театральном товариществе», – вспоминает Олег Евгеньевич. – Ушел, не поняв, чего же от меня хотят. Спустя год Владимир Алексеевич решил уйти с поста руководителя и предложил в департаменте культуры Москвы мою кандидатуру. Знаете, в этом театре я не чувствую себя каким-то инородным телом.
Сегодня Театр имени Ермоловой – один из самых посещаемых в Москве. Меньшиков обновил репертуар, пригласил работать новых артистов и режиссеров, даже логотип видоизменил. А в память о бывшем художественном руководителе, который, кстати, и сегодня выходит на сцену театра, зрительный зал официально назвали Андреевским.
Театр Джигарханяна на пенсии
В этом году исполнится 45 лет, как Марк Захаров руководит Ленкомом. Еще пару лет назад в кулуарах говорили, что Марк Анатольевич нашел себе преемника в лице режиссера Константина Богомолова. Захаров пригласил его поставить в театре спектакль «Князь», но вскоре его сняли с репертуара.
Официально объяснили, что постановка не пользуется популярностью у зрителя. Но знающие люди уверены, что убрать Богомолова Захарову посоветовали наверху. Мол, режиссер он спорный, слишком смелый и его все равно потом не утвердят на должность руководителя. Ведь, как бы ни хотели в труппе, последнее слово все равно за региональным департаментом культуры (если театр находится в его ведении) или за Министерством культуры (если театр – федерального значения).
Поэтому вопрос о преемнике в Ленкоме остается открытым. Так же, как и в Малом театре, руководителю которого Юрию Соломину тоже за 80 лет. Говорят, Юрий Мефодьевич даже не задумывается об этом. Такая же ситуация и в Театре Армена Джигарханяна.
– В войне с бывшей супругой и с болезнями Армен Борисович совсем не занимается театром, – высказал свое мнение артист Театра Джигарханяна, тоже пожелавший не раскрывать своего имени. – И мы даже не понимаем, кто в будущем станет руководителем.
Странная ситуация возникла и в Театре Моссовета. После смерти полтора года назад многолетнего руководителя Павла Хомского официально театр никто не возглавил.
– Руководит труппой совет, который состоит из трех режиссеров: Андрона Кончаловского, Юрия Еремина и Сергея Юрского, – комментирует ситуацию актриса Елена Валюшкина.
Художественной частью Театра на Таганке руководит его директор Ирина Апексимова. Пока непонятно, кто в будущем встанет у руля театра «Современник». Известно, что Галина Волчек в последнее время болеет и почти не встает с коляски. Раньше говорили, что руководителем Галина Борисовна назначит Сергея Гармаша. Но сейчас там больше командует Чулпан Хаматова. Во всяком случае, сейчас она взяла творческий отпуск на год и, как директор, занимается ремонтом старого здания театра на Чистых прудах.
Самый лучший способ спасти театр чиновники от культуры нашли в свое время, когда начали назначать руководителями лиц медийных. Своим именем они и публику привлекут, и спонсоров, и бюджетные деньги им легче пробить. И ставку сделали на сравнительно молодых. Так, Московский Губернский театр возглавил Сергей Безруков, Московский областной театр юного зрителя – Нонна Гришаева, а Евгений Миронов назначен руководителем Театра Наций.
Если уж президент уверенно идет на четвертый (пятый?) срок, то что же спрашивать с людей творческих? Тут вопрос еще более деликатный: худруки – люди заслуженные, знаменитые и любимые миллионами, к тому же с тонкой психофизикой. И они представить не могут, как без них будет жить театр, и чиновники вмешиваться не рискуют. Этот вопрос стараются не ставить вообще.
МХТ и амбиции Серебренникова
До того как возглавить «Гоголь-центр», Кирилл Серебренников был постоянным режиссером МХТ имени Чехова. В августе 2012 года департамент культуры Москвы назначил его худруком Театра имени Гоголя. В феврале 2013-го на площадке театра открылся «Гоголь-центр» – с его адреналиновыми спектаклями, кинопоказами, концертами, лекциями и открытыми дискуссиями – и мгновенно стал магнитом для тех, кто любит современный образ жизни. Мхатовский курс Серебренникова почти целиком пришел к нему.
Шумное рождение «Гоголь-центра» заглушило разговоры среди театралов о том, что вообще-то изначально Серебренникова, бывшего в то время в фаворе, продвигали в преемники Табакова. Но Табакову, мол, эта идея активно не понравилась, он нажал на свои рычаги – и в итоге они с Серебренниковым разошлись как в море корабли.
Олег Павлович примерно в это же время, в 2013-м, приблизил к себе Владимира Машкова, одного из своих любимых учеников. Популярнейший Машков как раз тогда неожиданно вернулся из Америки и взялся за восстановление в МХТ своего хита «№13». Табаков и Машков появляются вместе на мероприятиях, на ТВ и в своих интервью говорят друг о друге самые восторженные вещи. Но к 80-летию Олега Павловича разговоры о Машкове как преемнике сошли на нет, актер улетел на очередные съемки.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №08-2018 под заголовком «Таланты и преемники».