Геннадий Гудков: Указ Путина о продуктовых санкциях поможет Западу поставить РФ на колени
7 августа правительство России ввело полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из тех стран, которые ввели санкции против России — Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии
7 августа правительство России ввело полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из тех стран, которые ввели санкции против России — Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии. Накануне президент Владимир Путин неожиданно для многих подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, ограничения вводятся сроком на один год, но если иностранные партнёры «продемонстрируют конструктивный подход по вопросам сотрудничества», Россия пересмотрит сроки запрета на ввоз их продукции. «Мы до последнего надеялись, что наши зарубежные коллегии поймут, что санкции — это тупиковый путь, они никому не нужны. Но они не поняли», — сказал Медведев.
Политик и предприниматель Геннадий Гудков, который несколько лет назад выступал соавтором закона о продовольственной безопасности, предельно жёстко высказал своё мнение о президентском указе о продуктовых санкциях и во всех красках живописал российское будущее без западных продуктов.
— Во-первых, давайте начнём с формы. Я просто напоминаю всем российским гражданам, что мы возвращаемся к порочной практике 90-х годов, когда указы президента подменяли законы России. Возвращаемся к практике, когда принимаются одним человеком указы — непродуманные, без совета с обществом, без публичного обсуждения, без каких-либо поправок и так далее.
Возвращаемся к печальной, порочной и, кстати, в своё время осуждённой Путиным практике 90-х годов, когда президент вместо законов принимал единолично указы, ни к чему хорошему не приводившие.
Второе. Давайте мы с вами поговорим всерьёз. Если бы страна приняла какое-то политическое решение, то надо было назначить переходный период, дать возможность бизнесу довести контракты до ума и подготовить другие контракты, разобраться с производством, продумать правильную кредитную политику и какие-то поддержки государства предприятиям, которые должны обеспечить импортозамещение.
То есть до этого нужно было собирать серьёзное совещание не только чиновников, но и специалистов, производителей, представителей бизнеса и так далее по поводу ограничения или запрета ввоза продуктов. Ничего этого сделано не было! Принимается указ о запрете импорта из США, Канады, Австралии, ЕС и Норвегии, который сразу вступает в силу.
Я могу вам сказать, что сегодня разорится огромное количество компаний, которые находятся в стадии реализации продовольственных контрактов. Компании, которые уже взяли кредиты, зафрахтовали транспорт, оплатили таможенные и прочие сборы, — и сегодня им говорят: «Всё, ребята, свободны!»
Если бы, допустим, был назначен переходный период, который бы длился 2–3 месяца, тогда было бы понятно. А то указ о запрете ввоза продовольствия с Запада в РФ вступает в силу сегодня. Сегодня уже нельзя ввозить мясо, овощи, фрукты.
Огромный удар по российскому бизнесу, причём мелкий бизнес в первую очередь страдает — это базы, это склады, это фасовка, это логистика. Всё сегодня полетит к чёртовой матери.
Сейчас кто-то будет переделывать контракты, кто-то будет искать дополнительные источники в других странах. Для этого требуется время, деньги, поездки, партнёры, гарантии, банковские инструменты и прочее. Ничего этого в России не сделано!
Правильно сказал Ходорковский, что вся наша внешняя политика суть выражение эмоций одного конкретного человека. Указ о запрете на ввоз продуктов принимался в запале. Вы меня простите, пожалуйста, но я считаю себя больше государственным человеком, чем многие из тех, кто так себя называет и считает по должности. Абсолютно не продуманны эти «продуктовые санкции», это авантюра.
И третье — самое главное. Как мы будем замещать импорт тех товаров, которые мы просто не производим?
Ну, например, мы не производим мясо, мы мясо покупаем за рубежом. Самое лучшее мясо — я разговаривал со многими владельцами колбасных, мясных производств — в Германии. Мы мясо не производим, мы его фасуем. Мы не производим молочные продукты, мы их покупаем. Мы не производим масло, мы не производим творог, мы не производим... мы ничего не производим. Мы производим 30% своей продукции — в лучшем случае. А 70% мы закупаем, если не больше.
Как всё это одномоментно можно заменить? Я не очень это понимаю. Да, какая-то часть продовольствия пойдёт из Латинской Америки. Это не самый ближний конец, там очень дорогое транспортное плечо. Из Америки везти грузы намного дороже, дольше и рисковее — с учётом скоропортящихся продуктов, — чем везти их из Европы. Ну, ладно, мы сейчас переориентируемся на менее качественное сырьё — китайское, турецкое.
Мне кажется, что это всё истерика. Если бы действительно хотели... Я когда-то был соавтором закона о продовольственной безопасности. Мы уже тогда сказали, что зависимость России от поставок продовольствия, по сути дела, нарушает наш национальный суверенитет и независимость. Мы тогда уже предполагали переходный период в этом законе, который предусмотрит необходимые квоты для нашей и не нашей продукции.
Тогда думское большинство с негодованием этот закон провалило, хотя Комитет безопасности III Госдумы — можете посмотреть протоколы — поддержал этот законопроект и рекомендовал его к принятию. Большинство пошло против решения Комитета по безопасности, членом которого я являлся, и отвергло все эти нормы, которые вводились цивилизованно, с растяжкой по времени, с чётким пониманием того, сколько можно завозить импорта и сколько нужно производить своего.
Сейчас ввоз в Россию продовольствия ограничивается обвальным путём. Путём истерического, эмоционального всплеска: «А мы и без вас проживём!» Я думаю, ответ не заставит себя ждать. Будут санкции дальше развиваться: «Раз вы так, мы вам запретим доставлять импортное оборудование».
Наши все заводы — молочные, мясные, наши перерабатывающие пункты, наши склады, наша логистическая структура, — всё это построено на импортных технологиях. Сейчас нам просто перекроют кислород. И что, мы будем закупать логистику в Китае? Не знаю. Будем закупать какую-нибудь дешёвую, некачественную зимбабвийскую продукцию? Недавно Зимбабве стала нашим стратегическим партнёром. Смешно!
Я думаю, что санкции в ответ на наше поведение будут нарастать. Достаточно компании Microsoft приостановить обновление программного продукта в России — и это просто поставит нас на колени. Указ Путина поможет Западу поставить нас на колени!
Достаточно США пересмотреть процедуру поставки наличного доллара в страну, как у нас образуется паника на валютном рынке. У них очень много инструментов, которые они не используют, надеясь, что наша власть всё-таки одумается. Но при таком поведении нашей власти, я думаю, объём, глубина и жёсткость санкций в отношении России будет только нарастать.
Это абсолютно тупиковый путь. Путь, который приведёт к серьёзному ухудшению уровня жизни рядовых граждан. Они уже обнищали, потому что рубль из-за волюнтаристской политики рухнул, и они стали уже значительно менее состоятельны. Они раньше могли покупать импортную технику: телевизоры, холодильники, машины, — а сегодня они получают зарплату, которая на 20–30% меньше, чем это было ещё полгода назад. Сейчас они будут ещё хуже питаться, хуже одеваться... Смотрите, у нас насосы для ЖКХ — не наши, краны — не наши, кровельные материалы — не наши, строительные материалы — не наши. Я сотни таких примеров могу привести.
Ответные «продуктовые санкции» — это тупиковый путь, это истерика, это эмоции в чистом виде. Мы хотим, чтобы у нас всё было и чтобы нам за это ничего не было. Мы хотим жить по-западному, а «рулить» как в восточной деспотии. Наш народ хочет всё иметь и ни за что не бороться — на халяву! Но на халяву не получается. Нужно либо бороться за те условия, которые позволяют производить такое количество товаров и услуг, что народу жить хорошо, либо нужно жить как в восточной деспотии — и тогда нечего жаловаться.
Вообще, честно говоря, этот запрет на ввоз продуктов в Россию с Запада за пределами здравого смысла. Мы картошку покупаем в Голландии! Какую мы сейчас картошку будем покупать? Где? У нас семена по всем овощам и фруктам импортные. Спросите картофелеводов, спросите тех, кто выращивает капусту, морковь и так далее, есть ли у нас свои семена. Нет! Всё покупается за рубежом. А потом говорим, что наше сельское хозяйство поднимается с колен. Западные технологии, может быть, и поднимают.
Выскажите свое мнение: Как вы отреагируете на продуктовые санкции со стороны РФ?
Техника — тракторы, комбайны, грузовики, — где там наше есть? Всякие косилки-молотилки — это всё импортное, мы ничего не производим. Возьмите любого приличного фермера, у него сейчас, я думаю, волосы дыбом встали. Если запрет на ввоз продовольствия потом распространится ещё и на технику, на семенной фонд, на удобрения... У нас удобрений своих нет! Нет своих химикатов, нет своих пестицидов! Мы дустом будем опять всех травить?