Лучшая защита от санкций – нападение? Как Россия отвечает Западу и чем это грозит

Поезд санкций Запада против России, медленно разгоняясь и пыхтя, уже набрал солидные обороты и, как видно, останавливаться пока не думает. «Собеседник» разобрался, каким образом РФ отвечает на санкции Запада и к чему это может привести

Фото: Global Look

Поезд санкций Запада против России, медленно разгоняясь и пыхтя, уже набрал солидные обороты и, как видно, останавливаться пока не думает. Пестрый букет из разнообразных ограничительных мер на политику Москвы в отношении Украины пока повлиял не сильно, однако некоторое оживление всё-таки вызвал. Не желая оставаться исключительно пассивной стороной противостояния, Россия выбирает встречный курс, принимая свои ограничения в отношении западных стран.

Мы разобрались, каким образом РФ отвечает на санкции Запада и к чему это может привести.

1. Продуктовое эмбарго

Наблюдая за нарастающим давлением со стороны иностранных держав, российские власти вспомнили о своем грозном оружии, освоенном еще задолго до начала громких украинских событий. Оказалось, что метод ушедшего, но не забытого легендарного санитарного врача Геннадия Онищенко сегодня весьма актуален, в связи с чем были запущены уже опробованные ранее механизмы. Досталось польским и молдавским овощам и фруктам, которые неожиданно оказались вне рамок санитарных норм, позволяющих пропускать продукцию на рынки России. Кроме того, временно запрещено ввозить вино из Молдавии, а также ряд сельскохозяйственных и молочных продуктов из Украины.

По мнению лидера партии «Яблоко», политика Сергея Митрохина, единственные санкции, которые действительно будут болезненны для Европейского союза — это прекращение поставок газа в Европу. Даже срыв поставок нефти не будет наказанием, потому что ЕС без нашего сырья для топлива справится. «А наш газ целый ряд стран возместить сейчас ничем не смогут, и мы могли на этом фронте им подпортить экономику, но зачем? Тогда у нас рухнет собственный бюджет. Все это бессмысленно, — рассказывает Митрохин. — Какие-то мелкие шаги, вроде того, как не пускать яблоки из Польши или из Молдавии — это всё комариные укусы. В целом для ЕС это ничего не сделает. Мы можем смодулировать еще пару десятков таких комариных укусов, но в конечном счете их никто не заметит», — добавляет политик.

[:image:]

Между тем Роспотребнадзор готов ввести запрет на ввоз на территорию РФ американского виски марки Kentucky Gentleman. «В США, конечно, борются за каждый цент, но мы вдруг показываем красную карточку какому-то виски, название которого я даже не знаю», — комментирует эту информацию экс-депутат Государственной думы, политик Геннадий Гудков. По его словам, в целом продуктовые санкции сильно не повлияют на ситуацию: «Да, Россия — это достаточно большой рынок объемом в 140 миллионов человек, но, например, у Китая 1,5 миллиарда, у Индии 1,2 миллиарда. Просто производители в странах будут искать новые рынки сбыта, вот и все».

2. Китайская альтернатива

Одним из наиболее растиражированных СМИ ходов в ответ на ограничения Запада стало подписание Россией контракта на поставку газа в Китай. Эта страна представляется сообразным «запасным выходом» на случай нарастания конфронтации Москвы со странами ЕС и США. На Китай предполагается переориентировать экономику, там же предлагается брать средства в кредит на необходимые нужды нашей страны.

[:image:]

Как рассказывает Геннадий Гудков, в передовых технологиях и достижениях науки Китай навряд ли сможет помочь России, поскольку он сам является потребителем всех этих благ. «В этом случае мы просто будем покупать технологии второго сорта у него. Китай является большой мировой фабрикой. Да, он развивается, но свои лучшие разработки он нам не отдаст. Ну, будем мы державой, которая потребляет то, что остается от других», — говорит экс-депутат.

3. Чеченские запреты

В Государственной думе неоднократно звучали заявления о возможных зеркальных мерах по отношению к западным странам в ответ на санкции. Пока, правда, это только разговоры, которые даже не проясняют, какие именно «зеркальные меры» имеют в виду российские законодатели. В то же время, пока Москва медлит, свой ответ противной стороне озвучил глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Узнав о том, что сам он попал в санкционный список Евросоюза, руководитель северокавказской республики заявил, что отныне президенту США Бараку Обаме, а также руководителям Евросоюза Жозе Мануэлю Баррозу и Херману Ван Ромпею запрещен въезд в Чечню. Более того, их активы на территории региона якобы будут заморожены.

[:image:]

Между тем политик Геннадий Гудков напоминает, что вопросы международных отношений, войны и мира решаются на уровне всей федерации, а не просто отдельных субъектов. «Я вообще не понимаю, Россия является единым государством или нет? Как это нельзя кому-то появляться на территории отдельного региона? Что за глупость? Если человек получил въездную визу, значит, имеет право передвигаться по все территории государства», — с негодованием замечает Гудков.

Он также добавляет, что если кто-то принимает решения, которые противоречат конституции — не важно при этом, Кадыров это или нет, — то такие действия могут говорить только о том, что не существует единого государства. «Давайте тогда пусть Курганская область скажет, что кто-то ее обидел, а послезавтра что-нибудь на Дальнем Востоке произойдет. Всё это происходит за пределами российского законодательства, грубо его нарушает, но вызывает умиление у власти. Раз власть публично поощряет нарушение закона, то рано или поздно это начнет проявляться и в других сферах», — убежден политик.

4. Лечим сами

Одной из самых обсуждаемых ответных инициатив со стороны российских властей стал запрет на закупку иностранного медицинского оборудования за государственный счет. Соответствующее постановление было подписано премьером-министром Дмитрием Медведевым в июле. Изначальный вариант жесткого запрета в этом направлении был негативно воспринят и обществом, и представителями отечественной медицины. Итоговый вариант ограничения значительно более мягкий и гибкий, нежели первоначально озвученный. Кроме того, ввоз разрешен из стран Таможенного союза. Тем не менее, существенные запреты в этой области вступили в силу с начала августа.

В случае с медицинским оборудованием не будут ввозиться более качественные технологии, и вместо них начнут использоваться устаревшие и некачественные отечественные аналоги, считает Сергей Митрохин: «В результате больше людей будут ухудшать свое здоровье и умирать. Сейчас у нас источник высоких технологий — это исключительно внешние поставки, причем преимущественно из стран Евросоюза и Соединенных Штатов. А откуда мы будем брать источники для стимулирования каких-либо тенденций развития? Мы своими руками сами себе перекроем источник новых технологий».

[:image:]

При этом политик не скрывает: сегодня частично доступ к технологиям России перекрывает Запад, что плохо скажется на нашей экономике и стране в целом. «Но если мы в ответ Западу сами себе еще больше сократим эти источники, то значит мы действуем по принципу "Назло маме уши отморожу", то есть сами себе во вред», — добавляет Митрохин.

Смотрите фотогалерею Самые неожиданные действия России под гнетом санкций

5. Меньше чужого, больше своего

Стремления ограничить ввоз иностранного оборудования и обеспечивать себя своими силами затрагивают не только медицинскую область. Так, Федеральная сетевая компания, занимающаяся передачей электроэнергии по Единой национальной электрической сети России, планирует в 2014 году снизить долю иностранного оборудования с 54% до 45%, а к 2030 году полностью отказаться от зарубежных поставок. Аналогичные идеи звучали в Государственной думе в отношении использования иностранного оборудования связи. Тенденция очевидна — попытаться уходить от технологической зависимости от Запада. При этом многие считают, что таким образом будет стимулироваться собственное производство.

«Когда-то, во времена СССР, мы действительно могли что-то противопоставить Западу, поскольку было свое производство, собственные машины, станки, числовое программное управление (ЧПУ)», — рассказывает Геннадий Гудков. Сейчас же, по его словам, достаточно компаниям Microsoft и Oracle прекратить обновление программного продукта — и Россия встанет, оставшись без множества промышленных процессов.

[:image:]

Сергей Митрохин уверен, что за многие годы, пока мы импортировали основные производственные продукты из других стран, в России не просто умерло само производство, но ушли из отраслей и переквалифицировались совсем в другие сферы соответствующие специалисты: «У нас не готовят технических специалистов в вузах и в средних технических учебных заведениях, не говоря уже о том, что мы забыли, что такое ПТУ. Ничего этого нет, и очень сомнительно, что всё появится. Дело в том, что наша экономика жестко ориентирована на сырьевые ресурсы».

В то же время глава партии «Яблоко» допускает, что если проводить последовательную промышленную политику, то это может привести к развитию несырьевых секторов экономики. Но это не происходит в один-два года, а в длительный промежуток времени: «Наше правительство заточено под ресурсную модель и не умеет ничего другого развивать. Сделать показуху или витрину из какого-нибудь Сколково — это пожалуйста, вбухав туда, параллельно распилив, огромное количество денег. А вот найти инвесторов внутри страны для развития действительно работающих отраслей, которые не просто поглощают государственные деньги, но и приносят прибыль — для этого предпосылок сегодня просто нет», — говорит Митрохин.

Добавим, что после введения санкций международные платежные системы Visa и MasterCard отказались обслуживать ряд российских банков. В масштабах страны эта мера оказалась практически незаметной, но представителям власти показалась необходимым создание собственной, независимой платежной системы. После некоторых консультаций с Банком России было принято решение о создании Национальной системы платежных карт. Таким образом, ставка на своё делается не только в производстве промышленных продуктов, но и в финансовой системе.

6. Доллару — нет

В то время, когда против России только началось введение первых санкций, некоторые представители власти грозились серьезно насолить Соединенным Штатам, распродав гособлигации США и отказавшись от использования доллара. Затем риторика на эту тему поутихла, но с учетом нарастания конфронтации невольно вспоминаешь те грозные предупреждения.

Впрочем, Сергей Митрохин считает маловероятным такой шаг, исходя из законов экономики: «Доллар в мировой финансовой системе имеет практически решающее знание, и попытаться перекрыть этот мощный поток какими-то административными перегородками невозможно. Просто появится гигантский "черный рынок" доллара, вот и все. Ничего хорошего от этого не будет», — добавляет политик.

[:image:]

В свою очередь, Геннадий Гудков уверен, что достаточно приостановить поставку в Россию свеженапечатанных долларов (которые мы якобы еженедельно получаем), и начнется паника на наших фондовых и валютных рынках. «Поэтому думаю, что серьезная публика, которая понимают экономику и интересы бизнеса, в ужасе от этих попыток отомстить. А те люди, которые ничего не понимают и думают, что деньги растут на деревьях, могут изрекать любые призывы и лозунги», — поясняет экс-депутат.

Несмотря на всё вышеперечисленное, следует отметить, что пока в процессе ответных санкций гораздо больше слов, нежели реальных шагов. Власть России не торопится с зеркальными ответами и симметричными мерами, хотя угрозы начать действия в этом направлении звучат регулярно.

Между тем не стоит забывать о персональной обиде граждан Российской Федерации, чье мировоззрение не позволяет им спокойно наблюдать за тем, как на страну налагаются всё новые и новые ограничения. Народ выражает протест различными способами, зачастую прибегая к креативным идеям, чтобы уколоть Соединенные Штаты. Личная уязвленность за державу заставляет многих людей самостоятельно принимать меры, не дожидаясь решения правительственных или парламентских кругов.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика