Александр Васюков: Не ищите черных кошек на футбольном поле. Их там нет

Сейчас делится бюджет будущего чемпионата мира по футболу, который в 2018 году пройдет в России: какие компании к кому именно в верхах приближены, сколько на этой близости они планируют заработать

Фото: Александр Васюков //

Сейчас делится бюджет будущего чемпионата мира по футболу, который в 2018 году пройдет в России: какие компании к кому именно в верхах приближены, сколько на этой близости они планируют заработать.

Мы поговорили на эту тему с Александром Васюковым. Возглавляемое им ФГУП «Спорт-Инжиниринг» выиграло конкурс на проектирование четырех футбольных стадионов. Кому, как не ему, и принимать наш одиннадцатиметровый.

Шанс, который бывает раз в жизни

– Александр Николаевич, по большому счету, если бы конкурс выиграли Ротенберг, Усманов, Дерипаска или люди, которые связаны с кооперативом «Озеро», народ, конечно, поудивлялся бы, сказал «вот, опять» и успокоился. Но когда выигрывает какая-то, извините, непонятная компания, возникает ощущение, что тут что-то нечисто. Нет? Разве не странно, что компания, образованная на базе киностудии «Спортфильм», со скромным набором штатных сотрудников вообще занимается проектированием столь крупных спортивных объектов?

– Это только на первый взгляд странно. В 2006 году постановлением правительства было определено, что управлением федеральной целевой программой «Развитие физкультуры и спорта» на ближайшие десять лет займется Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). Да, «Спорт-Инжиниринг» действительно был образован на базе подведомственного Росспорту «Спортфильма» – так юридически было проще и быстрее.

Скромный штат сотрудников? Так это на старте проекта во ФГУП работали около 20 человек. Сейчас же число сотрудников превышает полторы сотни. Нашими усилиями уже построены, реконструированы и введены в эксплуатацию 18 баз спорта высших достижений, на которых к самым ответственным соревнованиям готовятся спортсмены сборных команд страны. Все объекты уникальны как в архитектурном плане, так и в плане спортивных технологий.

Прошу заметить, что «Спорт-Ин» – единственная в России (а возможно, и в мире) дирекция, занимающаяся исключительно строительством спортсооружений. В рамках программы мы строим федеральные объекты для спорта высших достижений. Наша задача – чтобы эти объекты охватили все существующие виды спорта. И поверьте, мы ее выполним.

Что касается футбольного чемпионата... Мы всегда были готовы к участию в конкурсах. У нас есть опыт. Причем опыт не только управления строительством крупных спортивных сооружений, но и опыт участия в тендерах. Скажу вам честно, эти вопросы неразделимы и одинаково важны. При знании всех тендерных нюансов можно выиграть что угодно. Главное – сможете ли вы потом что-то построить?..

Но стадион я действительно желал получить – я человек достаточно амбициозный, а такой шанс выпадает раз в жизни, наверное. Понимаете, это как следующий качественный шаг в профессиональной деятельности любой организации, которая стремится быть лучшей. Если говорить обо мне, то да, мне хотелось поучаствовать в строительстве стадиона в Самаре – Куйбышеве. Сам я родом оттуда, часто там бываю. Но, увы, в Самаре не получилось.

Изучали опыт Германии, Англии, Бразилии

– Зато выиграли в других городах – в четырех. Даже несмотря на то, что во время конкурсов ваше ФГУП предлагало не самую низкую цену. Признайтесь, помогло то, что ваш офис находится в одном здании с Минспортом?

– Считаю, что нет… И объясню, почему. ФГУП «Спорт-Ин» как коммерческая организация открыто и на общих условиях участвовала в конкурсах на проектирование шести стадионов. Два из них – в Калининграде и Самаре – мы проиграли. В Волгограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге мы победили. Причина? При подаче заявки на конкурс важны не только цена контракта и сроки исполнения, но и качество предлагаемой работы.

Считаю, мы неплохо подготовились. Специалисты ФГУП провели целую серию консультаций и переговоров с лидерами рынка строительства футбольных стадионов. Мы ездили на встречи в Германию, Англию и Бразилию...

– Но ведь получается, что реальным проектированием занимается не ФГУП, а нанятые вами субподрядчики. Не логичнее ли было, сэкономив деньги на вашем посредничестве, отдать весь генподряд им?

– Во-первых, мы не посредники. Во-вторых, нет, не логичнее, поскольку, как показывает мировая практика, любой объект, в том числе и спортсооружение, всегда разрабатывается большим числом организаций, отвечающих за узкий спектр деятельности. Хотите яркий пример? В 2011 году делегация «Спорт-Ин» прибыла в Кельн (Германия), где в числе прочих посетила уникальное спортсооружение Lentpark компании KölnBäder. Представьте себе двухуровневое здание, где на первом этаже – ледовая площадка и бассейн, на втором – конькобежная дорожка, огромное количество подсобных помещений, торговых площадей. Так вот, в разработке Lentpark участие приняли более 200 компаний.

Вся правда в том, что ни одна организация не в состоянии выполнить весь комплекс работ – от представления эскиза и разработки проектно-сметной документации до согласования проекта с госорганами. Содержать огромный штат сотрудников для реализации единичных проектов экономически невыгодно.

Вопросы о коррупции задают теперь все

Да, но разница между запросами «Спорт-Ин-жиниринга» и его тратами на субподрядчиков, судя по тендерной документации, составляет 15–20% по каждому объекту. Прямо скажем, немало. В чьих карманах оседает эта разница? В руководстве ФГУП? В министерстве? Где-то еще?

– Вы ищете черную кошку в темной комнате, но там ее нет… И Минспорт, и ФГУП «Спорт-Ин» как раз и заинтересованы в сокращении расходной части. Просто вы не учитываете, что в упомянутые вами 15–20 процентов входят и проектные работы, проводимые самим ФГУП.

Мы принимаем участие в разработке большинства решений. Занимаемся обеспечением обязательств по исполнению контрактов, производим расчеты экономической эффективности, разрабатываем технологические решения и так далее, и так далее... Те расходы, которые отнесены на собственный офис, техническое сопровождение проектных работ, зарплаты специалистам, объективны и оправданны.

– Александр Николаевич, ни одна пресс-конференция на тему строительства в Сочи или строительства стадионов не обходится теперь без вопросов о коррупции.

– Не только пресс-конфе­ренция. Мы еще, по сути, не начали работать, а нас уже проверяют Счетная палата Российской Федерации и Главное контрольное управление при президенте. И не только нас, но и субъекты Российской Федерации, являющиеся госзаказчиками, и субподрядные организации. Контрольные органы будут сопровождать нашу деятельность и впредь. Но этого мы не боимся и всегда готовы отчитаться за каждый потраченный рубль.

– Ну, это их дело, а я хотел спросить вот о чем. В обществе каким-то образом сложилось мнение, что все, кто причастен к таким стройкам, думают только об одном – о своем кармане. Странно было бы ожидать, что вы скажете, что это так, имея в виду себя. И так же странно было бы вам оправдываться. Тут, куда ни плюнь, всё против ветра. Но можете ли вы, общаясь с огромным количеством людей, сказать положа руку на сердце: есть среди них такие, кто думает прежде всего не о своей выгоде, а о том, чтобы построить лучше, чем строили раньше, построить на мировом уровне и чтоб не разрушилось после первого же ливня?

– Такие люди есть. И пусть для вас это странно, но они работают и в нашей организации. Их мы нашли среди профессиональных специалистов – проектировщиков, инженеров, по-настоящему квалифицированных строителей.

– Все равно обидно, что огромные деньги уходят вашим подрядчикам за границу. Конечно, это круто – нанять проектную компанию уровня Populous, как это сделали вы, но, может, все же не стоит тратить из бюджета немалые деньги, обращаясь за помощью к иностранцам?

– Реальность такова, что в нашей стране нет ни одной проектной и строительной организации, которая самостоятельно, без субподрядчиков, сдала бы под ключ футбольный стадион. Просто для справки: до 1 мая 2013 года в России имелся всего один футбольный стадион вместимостью более 45.000 мест. Это БСА «Лужники», да и то по требованию ФИФА она будет закрыта на реконструкцию. Вот почему мы прибегаем к помощи ведущих компаний мира. Что касается остального объема работы, то да, его можно выполнить силами оте-
чественных специалистов, что реально и происходит.

– Президент Владимир Путин, будучи в Казани, предложил перенести проект понравившегося ему стадиона и в другие города. Почему бы в самом деле так не поступить? Тогда траты на проектирование станут минимальными. Останется только «привязать» арену к местности – и всё…

– Мысль президента отражена и в нашей работе. При проектировании стадионов в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Волгограде ФГУП «Спорт-Ин» применило унификацию конструкций стадионов, что позволит существенно сократить их сметную стоимость.

Кроме этого, важно предусмотреть возможность установки там оборудования от одних и тех же производителей с аналогичными эксплуатационными характеристиками, что также сократит расходы по поставке и дальнейшей эксплуатации. По сути, арены будут отличаться только фасадами и покрытиями над зрительскими местами.

Про «Зенит» мне говорить неэтично

– Ну да, знаем: хотим как лучше, а получится… Нет ли угрозы, что из-за упомянутых и других сложностей наша страна не сможет должным образом подготовиться к 2018 году, а если сможет, то цена окажется чрезмерно высокой, а стадионы – супердорогими, как мы можем посмотреть на примере строительства вашими конкурентами «Зенит-Арены»?

– Прошу не забывать, что подготовка к чемпионату мира 2018 года – это не только арены. И потом, с моей стороны было бы крайне неэтично комментировать ситуацию со строительством стадиона в Санкт-Петербурге. Но, с другой стороны, кто-нибудь с момента наших побед на конкурсах доказал, что стадионы, проектируемые ФГУП «Спорт-Ин», – самые дорогие? Расчетная средняя стоимость одного посадочного места на наших аренах не превышает средней стоимости по Европе.

И еще: по всем четырем аренам мы, в соответствии с требованиями ФИФА, разрабатываем проект «Наследие». И делаем это не сами по себе, а с помощью ведущих мировых компаний, таких как Sportfive, AECOM и IMG. По завершении маркетинговых исследований адаптируем стадионы под будущее использование, представим конкретные рекомендации.

Как следствие, города получат современные спортивные сооружения, которые должны стать культурно-досуговыми центрами для местного населения. Чемпионат пройдет очень быстро, а стадионы (лучшие в России!) останутся. А вместе с ними и память о нас – о тех, кто все это спроектировал и построил. Наивысшей же оценкой нашего труда я считаю благодарность простых людей, обычных болельщиков, ради которых и начато такое большое дело.

Читайте также:

Министр спорта РФ Виталий Мутко объяснил, почему Россия может отказаться от заявки на проведение матчей Чемпионата Европы по футболу в 2020 году

Министр спорта Виталий Мутко рассказал о том, как изменится стадион “Лужники” для чемпионата мира по футболу 2018 года

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика