Роза Рымбаева: Чай с президентом Казахстана я не пью
В 1970-е и 1980-е годы певица Роза Рымбаева была не менее популярна, чем София Ротару и Алла Пугачева
30 лет назад не стало Советского Союза. Бывшие республики давно живут своей жизнью, но многие все еще помнят, как звезды – представители каждой из них – выступали на советской эстраде, играли в кино и боролись за золото на Олимпиадах. Как живут «лица союзных республик»? И как живут сами республики спустя 30 лет? Об этом – в новой рубрике «Собеседника».
В 1970-е и 1980-е годы певица Роза Рымбаева была не менее популярна, чем София Ротару и Алла Пугачева. Это первая казахстанская певица, которая представляла Советский Союз на международных музыкальных фестивалях.
«Моя пенсия – двести долларов»
– Роза Куанышевна, как вы пережили тот период, когда распался СССР?
– Незадолго до августовского путча в 1991 году я выписалась из роддома со своим старшим сыном. Я родила довольно поздно: старшего – в тридцать три года, а младшего – в сорок три. Так вот, когда Союза не стало, я в первую очередь думала о сынишке и о том, чтобы не было войны.
Помню, смотрела по телевизору, что творится в Москве, и была в шоке: казалось, война началась. Конечно, тогда возникли определенные трудности, но выручали гастроли. Когда Али исполнилось полгодика, я стала ездить с концертами, а сына часто брала с собой. Мой муж Таскын Окапов был руководителем ансамбля «Арай», он мне и аккомпанировал, как-то выживали.
– Вы не жалеете о распаде Советского Союза?
– Сегодня уже не жалею. Мне кажется, благодаря этому наш Казахстан стал по мере возможностей развиваться, самостоятельность всегда идет на пользу любому государству. Правда, сейчас в связи с эпидемией много строительства остановилось. Но, думаю, это временно. И у меня некоторые выступления сорвались, я ведь после распада Советского Союза много ездила с концертами по бывшим республикам, и везде меня встречали тепло. Вот прошлой осенью выступала в Казани.
– Не секрет, что в те годы в некоторых государствах началась национальная вражда. Как с этим было в Казахстане?
– Нет-нет, национальной вражды у нас я никогда не чувствовала. Мы всегда жили дружно. Ведь в одном только городе Алматы проживает более ста национальностей! Мы всегда относились друг к другу с уважением и никогда не ссорились.
В моем творческом коллективе, например, работают люди разных национальностей, но работаем, дружим и никогда ничего не делим. Мы дети одной семьи и все вместе поднимаем нашу республику. Хорошо, что наш бывший президент Назарбаев и нынешний Токаев всегда поддерживали эту политику.
– Как с русским языком в вашей стране?
– Прекрасно, на нем говорят очень многие граждане Казахстана. Его считают вторым национальным государственным языком после казахского. Никогда никто не запрещал русский язык, его изучают в школах.
– А с политическими деятелями вашей страны вы лично знакомы?
– Чай с президентами или министрами не пью, но общаемся часто – я ведь участвую в больших правительственных концертах. Думаю, меня уважают. Во всяком случае, Назарбаев в свое время вручил мне Государственную премию и почетный национальный орден «Парасат» (орден Благородства. – Ред.), а Токаев недавно присвоил почетное звание Героя Труда.
Кстати
Назарбаев: «отец народа», который сам отдал пост №1
Казахстан – одна из тех союзных республик, в которых после распада СССР продолжили царствовать не только эстрадные звезды, но и политические.
Нурсултан Назарбаев – самый высокопоставленный представитель Казахской ССР в советской партийной верхушке – стал главой государства (так же произошло на Украине, в Азербайджане, в Киргизии, чуть позже в Грузии). Он стал президентом республики еще до распада СССР, в апреле 1990 года.
Назарбаев – относительно авторитарный руководитель. Но главное, что бросается в глаза: в республике поддерживался и продолжает поддерживаться его культ личности. Достаточно вспомнить, как в 2019 году в честь Назарбаева была переименована столица страны Астана – ныне Нур-Султан (бывший Целиноград). Город с правительственным кварталом в центре был выстроен фактически заново как образцово-показательный еще в 1990-е. Ранее столицей была Алма-Ата (Алматы). В позднесоветских традициях города в честь высших чиновников переименовывали только после их смерти. Переименование Астаны можно сравнить разве что с появлением Сталинграда при Сталине.
Политическая оппозиция Казахстана находится примерно в таком же положении, как и в России: на только что состоявшихся парламентских выборах партия Назарбаева «Нур Отан» набрала 71% голосов. Остальные парламентские партии – «системные». Главная «несистемная» партия ОСДП объявила бойкот нынешним выборам.
Зато Назарбаев, вопреки советским традициям, добровольно отдал пост. Касым-Жомарт Токаев стал официальным преемником Нурсултана Абишевича, и именно он сразу после инаугурационной речи предложил назвать в честь Назарбаева столицу страны. «Лидер нации» во многом продолжает контролировать политическую повестку.
Успел Назарбаев запустить и еще одну монументальную инициативу, о которой почти не говорят в России: перевод казахстанского алфавита с кириллицы на латиницу. До этого в течение 80 лет жители Казахстана пользовались кириллицей (до 1920 года казахи вообще пользовались арабской вязью), и большого смысла в этом не было. Эксперты не увидели серьезных причин для такого радикального шага, который коснется каждого человека. Кто-то нашел в этом стремление обозначить независимость от Москвы, но скорее всего не обошлось без желания Назарбаева попросту остаться в истории своей страны суперкультовой фигурой.
– Наверное, за звания доплачивают к пенсии?
– Да, стипендия за это есть.
– Роза Куанышевна, сколько?
– Я скажу лишь, что моя пенсия в переводе на понятные вам деньги – двести долларов. Есть еще доплаты.
«Идеальный маникюр только в дни выступлений»
– Ваши гонорары позволяют вам назвать себя богатой женщиной?
– Что вы! Несмотря на внешнее благополучие, материальный достаток наших российских коллег нам может только сниться. Доходы казахстанских артистов эстрады вряд ли сопоставимы с тем, что имеют представители первого эшелона российского и европейского шоубизнеса. В противном случае я бы больше времени отводила творчеству, воспитанию детей и учеников, нежели зарабатыванию денег.
Но что делать, приходится много работать. Деньги нужны не только на быт, но прежде всего на костюмы, музыкантов, аренду помещений для репетиций.
– А какие атрибуты звезды у вас есть: лимузин, яхта, особняк?
– Ничего этого нет и не было! Только несколько лет назад купила маленький джип, сдала на права – ведь раньше не умела водить машину, пользовалась услугами такси или знакомых водителей.
– Трудно поверить, что вы сорок пять лет на сцене. Кажется, внешне совсем не изменились! Как вам это удается?
– Думаю, это всё гены. Дело в том, что мои родители – худые, поэтому и я тоже худенькая, как и братья с сестрами. Да и покрутитесь с мое весь день! Встаю рано, часов в семь утра, занимаюсь домом, детьми, творчеством. Записи в студии, выступления, съемки, еще преподаю в Академии искусств. Целый день на ногах, все расписано по часам. А заканчиваю дела около полуночи.
Конечно, при таком темпе устаю, но именно это помогает всегда оставаться в форме. Диет никогда не придерживалась, ем все, что хочу, только надо помнить одно правило: вставать из-за стола нужно с легким ощущением голода. Не следует переедать, а тем более валяться на диване после приема пищи.
– А по хозяйству вам помогает домработница?
– Не люблю, чтобы кто-то чужой хозяйничал в моем доме. И готовлю, и убираю, и, если надо, подремонтирую. Мои руки умеют держать не только микрофон. Так что идеальный маникюр бывает только в дни выступлений.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2021 под заголовком «Роза Рымбаева: Чай с президентом Казахстана я не пью».