"Выше неба" Оксаны Карас: о любви, семье и взрослении
Cемейные отношения и свобода личности — ключевые темы, затронутые режиссером Оксаной Карас в фильме «Выше неба»
Cемейные отношения и свобода личности — ключевые темы, затронутые режиссером Оксаной Карас в фильме «Выше неба», который был представлен на «Кинотавре-2019» и позволил Виктории Толстогановой забрать награду за лучшую женскую роль.
Взросление детей и болезненная реакция родителей на это — одна из основных тем не только этого фильма, но и других творений Оксаны Карас («Хороший мальчик», «У ангела ангина»). Для нее конфликт «отцов и детей» — самый интересный и вечный.
В центре сюжета «Выше неба» обычная семья — муж Геннадий (Алексей Агранович), жена Лара (Виктория Толстоганова) и две красавицы-дочки Нина (Полина Виторган) и Саша (Таисия Вилкова), — которая приезжает на тихий загородный курорт. Особое внимание матери (Виктория Толстоганова) к Саше вызвано пороком сердца у дочери. Чрезмерны и забота, и строгий контроль за каждым шагом уже взрослой девушки: сам факт взросления дочери, к которой она относилась с особым трепетом с самого рождения, не укладывается у матери в голове.
С мужем у Лары отношения испорчены давно и безвозвратно. Однажды ей удалось удержать мужа от ухода к другой женщине, но это не помогло им снова стать близкими людьми. Сейчас Геннадий очарован Ритой, подругой дочерей (Дарья Жовнер), а Лара мучается, страдает, но страдает прежде всего из-за своих ошибок, которые приводят ее к тотальному одиночеству. Она изначально пыталась подстроить семью под себя, контролируя шаг каждого. Ее желание манипулировать близкими возникает, прежде всего, от желания быть любимой: она слишком боится потерять.
На фоне этих взаимоотношений происходит взросление юных героинь, пробуждаются их первые чувства. Саша знакомится с парапланеристом Михаилом (Филипп Авдеев), недавно потерявшим отца, алкоголика и деспота, смерть которого — специальная детективная линия, которую вводит режиссер для концентрации внимания зрителя.
Миша в исполнении талантливого Филиппа — свободолюбивый персонаж, честный, умеющий отвечать за свои поступки. Он как птица бесстрашно парит в облаках, и для Саши, с детства находящейся под бдительным присмотром матери и охваченной мыслью о неизбежной скорой смерти, это знакомство становится глотком свежего воздуха. Она узнает абсолютно другую сторону жизни — без границ и строгих правил.
Режиссер предлагает в первую очередь задуматься над истинностью семейных отношений, над тем, на чем они могут быть построены. «Может быть, для зрителей фильм станет возможностью проверить свои семьи, свои близкие связи на истинность», — говорит Карас.