Встреча с Путиным, съемки у Соловьева: как Лукашенко "охотится" на оппонентов в Москве
Sobesednik.ru обсудил с политологом Дмитрием Болкунцом "похищение" двух белорусов – Александра Федуты и Юрия Зенковича
11 апреля в Москве при схожих обстоятельствах людьми в штатском были задержаны и вывезены из Москвы в Минск два оппонента Александра Лукашенко – политолог Александр Федута и адвокат Юрий Зенкович. Сейчас оба находятся в СИЗО КГБ Белоруссии, признал Минск.
Политолог Дмитрий Болкунец, критикующий режим Лукашенко, опасаясь такой же участи, несколькими днями раньше покинул Россию. Sobesednik.ru дозвонился Дмитрию в Польшу, где он нашел себе временное убежище.
– Дмитрий, что вам известно о задержании белорусских оппозиционеров?
– Судя по всему, это было хорошо спланировано. Взяли их в один день. Федуту – на улице, Зенковича в гостинице.
Мне кажется, что это было именно похищение, исполненное белорусскими спецслужбами.
Дело еще в том, что в результате Россия была подставлена под санкционный удар, так как у задержанного Зенковича белорусский и американский паспорт, он женат на гражданке США, и он довольно известный адвокат.
– В связи с чем их задержали?
– По принципу «Был бы человек, а статья найдется». Федута вызывал у Лукашенко беспокойство, так как был его первым пресс-секретарем. Думаю, меня так же хотели украсть.
– Почему вы так думаете?
– Через день после того, как я уехал из страны, вышло видеозаявление Игоря Макара – бывшего сотрудника белорусских спецслужб, который сейчас находится в эмиграции в Литве. Там он говорил, что, по его данным, после того, как против меня возбудили дело в Минске 26 марта, в Москву выехала группа захвата из КГБ, они хотели меня похитить.
Даже кто-то потом написал: хотели Болкунца взять, но раз он уехал, надо хоть кого-то похитить, чтобы не возвращаться с пустыми руками.
– Вы лично знакомы с Федутой и Зенковичем?
– Лично – нет. С Федутой я планировал встретиться 28 марта в Москве и записать с ним видеоинтервью для своего блога. Но потом я вынужден был эти планы отменить. Хотели позже записаться через Zoom, но не успели.
– Как вам показалось, он опасался за свою судьбу?
– Ничего такого не было и близко. Более того, он, конечно, публиковал заметки, но никакой серьезной угрозы для Лукашенко они не представляли. Может, они засекли какие-то контакты Александра? Есть фото, как он 6 апреля встречался с российским политтехнологом.
Белорусские власти очень боятся любых контактов своей оппозиции в Москве, это у них вызывает ярость.
20 октября 2020 года председатель белорусского Комитета госбезопасности, господин Тертель заявил, что белорусские власти будут искать, находить, выявлять и ликвидировать всех людей, которые так или иначе выступили против Александра Лукашенко. И теперь, видимо, они перешли к активным действиям.
– А задержанные были жесткими оппозиционерами?
– Да. Зенкович даже планировал участвовать в президентских выборах в Беларуси в 2020 году. А у Федуты было острое словцо, и он уже сидел в СИЗО за выборы 2010 года. Но тогда он вышел, так как ему дали 2,5 года условно.
– А сейчас что с ними будет?
– Не исключаю, что в СИЗО КГБ Беларуси к ним применят физическое воздействие. И сам Тертель лично может. Думаю, через некоторое время они появятся на белорусском телевидении с признаниями. Это же была целая спецоперация.
Я только вчера узнал, что нескольких белорусов, которые сейчас находятся в эмиграции, какие-то анонимы зазывали в Москву под предлогом чуть ли не встречи в Кремле с самим Путиным и участия в съемках ток-шоу.
Правда, когда анонимов спрашивали, какой телеканал, они отвечали: потом все узнаете, прилетайте срочно! Это была явная провокация.
– Может, Федута и Зенкович как раз на это приглашение и купились?
– Может быть. Кстати, в последнее время стали поступать угрозы и российским политологам, которые комментируют Беларусь. Например, Андрею Суздальцеву из Высшей школы экономики.
– Как думаете, российские спецслужбы были в курсе готовящихся задержаний?
– Я не думаю. Жена Федуты обратилась в Следственный комитет, там, вероятно, ничего не знали. В итоге Федуту искали трое суток, пока КГБ Беларуси не признал, что он у них в изоляторе. Россия сейчас оказалась в уязвимом положении.
Если Россия признает, что на ее территории действовали белорусские спецслужбы, то автоматически это будет означать признание своего поражения – в центре Москвы, на глазах у всего мира, похищают иностранных граждан.
Это еще и репутационный ущерб России как безопасной стране, в частности, для белорусов. Я 15 лет прожил в России, до последнего времени не чувствовал себя в опасности.
– Вы стали после этих случаев принимать какие-то особые меры безопасности?
– Я надеюсь, что в отношении меня принимают меры безопасности службы особого назначения на территории Польши, где я нахожусь.