15.10.2020

Борис Долгов: Зачем Эрдогану Карабах? В мире нет силы, способной осадить Турцию

Востоковед Борис Долгов объясняет, почему Турция почувствовала себя глобальным центром, способным влиять на мировую политику

Фото: Реджеп Эрдоган // фото: Global Look Press

Востоковед Борис Долгов объясняет, почему Турция почувствовала себя глобальным центром, способным влиять на мировую политику.

Почему Турция столь явно поддерживает Азербайджан в конфликте с Нагорным Карабахом? Думаю, в первую очередь потому, что за последние 2–3 года ситуация в глобальной политике значительно изменилась. Прежде всего это касается Турции. Сегодня она позиционирует себя уже не только как региональный центр силы, но и как глобальный центр. Впервые после Второй мировой войны эта страна имеет возможность оказывать влияние на мировую политику. Турция провозгласила себя лидером мусульманского мира, имеет там поддержку. И сегодня считает, что имеет право вмешиваться в региональные конфликты.

Главным образом это результат политики Эрдогана – как внутренней, так и внешней. Руководство Турции – выходцы из умеренных исламистов, «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ. – Ред.), позиция которых: турецкая экспансия (экономическая и военно-политическая) во все регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи.

Почему Карабах обострился сейчас? Эрдоган – умелый политик. Он четко просчитал: сегодня практически нет силы, которая может осадить турецкую экспансию.

США заняты в основном внутренними проблемами. На носу выборы президента. Да и протестные манифестации ослабили роль США как лидера глобальной политики.

Евросоюз и НАТО – там сейчас если не раскол, то противостояние. Греция с Францией, к примеру, требуют санкций против Турции, Германия против этого, и т.д.

Турция пользуется тем, что Россия хочет не конфликта, а хороших экономических отношений (и они в общем-то есть). Кроме того, в Татарстане и  Башкирии сильно турецкое влияние. Россия вынуждена это учитывать.

Что сейчас можно предпринять Москве? Пытаться сдерживать турецкие амбиции, стараться усадить враждующие стороны за стол переговоров. Россия может это сделать, поскольку Эрдоган, на мой взгляд, переоценивает свои силы.

Но в нашей политической и бизнес-элите нет единства по поводу позиции во внешней политике. У нас главное направление – интеграция с Западом, прежде всего с США. Что не получается и вряд ли получится – это иллюзии. Но эти иллюзии питают многих. В итоге реальные государственно-политические интересы России иногда отходят на второй план. Ведь и в азербайджано-армянском конфликте главный козырь Эрдогана: 30 лет длится конфликт, а Россия ничего не может сделать. Увы, это действительно так.

Борис Долгов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2020 под заголовком «Что Турции до Карабаха?».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика