Время Лукашенко прошло? Что ждет Батьку в ближайшие месяцы
Обсуждаем с экспертами, сколько времени продлятся протесты в Белоруссии и каким все же будет их итог
После президентских выборов 9 августа в Белоруссии, несмотря на откровенный садизм силовиков, не прекращаются протесты. Сколько времени это продлится и каков будет итог? Обсуждаем с экспертами.
1. Сколько продержится протест?
– Протест могут подавить, – считает политик Леонид Гозман. – Лукашенко уже не остановится перед кровопролитием. Люди могут отступить, но пока Лукашенко не может этого добиться. Ни эта омерзительная история с высылкой Тихановской, ни репрессии пока никого не остановили.
Эксперт также допускает саботаж приказов ОМОНом и утрату Лукашенко лояльности генералов.
– Мы наблюдаем исторические события в Восточной Европе – процесс «бархатной революции», – говорит политолог Дмитрий Болкунец. – Совершенно очевидно, что люди будут стоять до конца. Общество хочет перемен, оно не верит в победу Лукашенко, а он уже не является лидером, который может консолидировать нацию. Цепная реакция пошла на заводах и фабриках: люди останавливают производство и перекрывают дороги. Это остановить невозможно: в воздухе давно витает дух перемен. Лукашенко их проспал.
– Главная интрига: перерастет ли это движение в политическую тактику и стратегию, – говорит политолог Михаил Виноградов. – На мой взгляд, шансы Лукашенко на победу выше, чем у его противников. Прежде всего за счет собственного желания и консолидированности элиты, которая пока сохраняется. Наверное, если бы Лукашенко объявил 55% или провел бы выборы в два тура, легитимность итогов голосования сейчас была бы выше. И таких массовых протестов не было бы. А эти 80% никак не просматриваются, и возникает вопрос: где они?
– Та агрессия, которую проявляют силовики в отношении мирных демонстрантов, – это откровенный фашизм, – добавляет Болкунец. – Только один человек в стране мог отдать приказ так жестко давить протесты. И люди повели себя противоположно. Даже журналисты госСМИ начали массово увольняться. Даже из АП люди уходят в знак протеста – это необратимые процессы.
2. Чего добился Лукашенко за 26 лет у власти?
– Он затормозил развитие страны, – говорит Леонид Гозман. – Если бы не он, Белоруссия давно бы уже была членом европейского сообщества. Разговор о плюсах Лукашенко – это как «а вот Гитлер победил безработицу». Он старался вести себя, как многие классические диктаторы: не лезь в политику, а все остальное можно.
– Все его достижения – это наследие Петра Машерова, самого популярного руководителя Белоруссии, – считает Дмитрий Болкунец. – Кстати, «батькой» всегда называли его. А Лукашенко только его копировал. Но их не сравнить в плане образованности, интеллигентности и прочего. Лукашенко долгое время поддерживал определенный уровень стабильности, но он упустил возможности для реформ. Установился серьезный застой, люди начали разъезжаться. Сначала ему прощали даже убийства оппонентов. А сейчас ему вспоминают все, что он натворил за 26 лет.
– По сути, он создал действительно белорусскую государственность и идентичность, – говорит Михаил Виноградов. – Я был в Белоруссии с интервалом в 10 лет. Там стало больше белорусского языка на радио, на нем говорят более молодые люди. Лукашенко поддерживал социально-политическую стабильность на довольно высоком уровне. В какой-то момент даже создал экономическую мечту о себе в России, к которой Путин некоторое время ревновал. Наверное, самая сильная сторона Лукашенко в том, что он способен меняться. А слабая – что он все время менялся не только в лучшую сторону.
3. Как все это скажется на отношениях с РФ?
По мнению Дмитрия Болкунца, без Лукашенко отношения России и Белоруссии останутся прежними.
– Когда события происходили в Армении, других странах, Россия начинала работать с новым руководителем, – отмечает эксперт. – И сейчас дала понять, что все решает воля народа. Которая может проявляться и через выборы, и через улицу. Легитимность – вопрос внутриполитический. Россия не выбирает себе партнера – его выбирают белорусские граждане. Это миф, что если Лукашенко уйдет, то все развалится. Любой, кто придет на его место, первым делом будет вынужден заняться отношениями с Москвой. Сегодня Белоруссия без российского рынка – экономически несостоятельное государство.
– Кремль может отстранить Лукашенко от власти, – полагает политолог Дмитрий Орешкин. – Чтобы завершить наконец формирование единого государства и объединить братские народы.
В случае победы Лукашенко, однако, добрые отношения с Москвой могут оказаться под вопросом. Одно только то, как он действовал в отношении российских журналистов, в том числе и из госСМИ, показывает, как он сам относится к России. На момент подготовки материала в застенках Лукашенко все еще находился Артем Важенков из «Открытой России», и ему угрожает до 8 лет лишения свободы.
4. Долго ли можно протянуть без интернета?
Свои 80% «поддержки» Лукашенко подкреплял не только оружием, но и отключением интернета. Даже Илон Маск интересовался, чем можно помочь. Но реальную помощь оказал Павел Дуров, запустивший «инструменты для обхода цензуры» в белорусском Telegram.
«Власти допустили огромную ошибку в том, что они отключили интернет, остался работать только Telegram, и Telegram аккумулировал практически всех белорусов, которые выходят на улицы», – констатировал ведущий популярного телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич.
– На интернет завязано слишком многое в современной экономике, – комментирует Леонид Гозман. – Когда египетский президент Мубарак отрубил интернет, интернет ответил асимметрично. Ничего с этим сделать нельзя. Затыкать дырку в плотине пальцем – не лучший способ противостоять катастрофе.
Каждый день без интернета, по подсчетам ряда экспертов, обошелся Белоруссии в 56 млн $.
5. Какой финал ждет Лукашенко?
– Еще несколько дней назад Лукашенко был классическим диктатором, с которым можно договариваться, – рассуждает Леонид Гозман. – Но сейчас он пролил кровь. Теперь для него вероятна судьба Чаушеску или Каддафи. Но возможно, что его спрячут у нас и он будет доживать здесь. Может, Китай его возьмет или какая-нибудь Туркмения.
– Мне кажется, для него сейчас единственный вариант – обратиться к нации и подать в отставку, – говорит Дмитрий Болкунец. – Сейчас его судьба исключительно в руках народа. Есть отдельные силы на Западе, которые пытаются предложить Лукашенко сделку: пойти на перевыборы при их поддержке. То же самое предложили Януковичу, и его потом кинули. Лукашенко на это не пойдет, и правильно. Я считаю, что выборы в Белоруссии должны пройти исключительно по воле граждан. И никаких западных посредников нельзя к этому подпускать ни в коем случае. Даже среди нынешних представителей власти есть много достойных людей, способных сформировать коалиционное правительство на переходный период. А время Лукашенко закончилось.
По мнению Дмитрия Орешкина, отставка для Лукашенко закончится очень плохо.
– Ему придется держаться за власть до конца своих дней, – считает он. – Если он и не усидит, то это будет связано с «восточным соседом». Братская Россия может ему «помочь» с протестами, введя войска, как это было в Прибалтике, например. Но это самое последнее, на что Лукашенко сам лично согласится. В стране он ситуацию наверняка стабилизирует, но по нисходящей кривой – посмотрите на Венесуэлу или Зимбабве.
– Лукашенко был разным. В 90-е – враждебным бизнесу и довольно дремучим, – говорит Михаил Виноградов. – Потом – довольно хитрым манипулятором, который сумел максимально воспользоваться Крымом для снятия санкций и избавления от образа последнего диктатора Европы. В 20-м году случился какой-то надлом, и Лукашенко начал возвращаться к себе из 90-х.
На фоне своих внешнеполитических успехов он недооценил степень усталости в Белоруссии. Классический сценарий исходит из того, что он раскатывает оппозицию, а потом создает реальную коалицию. По-хорошему, так и нужно сделать. Но готов ли к этому Лукашенко?
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №31-2020 под заголовком «Время Лукашенко прошло?».