Наина Ельцина: Помогает память о нашей с Борей жизни
«Так уж получилось, что моя личная жизнь стала частью истории», – писала Наина Ельцина в своих мемуарах
«И хотя я никогда не чувствовала себя женой президента, понимаю, что 10 лет находилась рядом с человеком, который по должности своей отвечал за огромную и очень непростую страну на переломе эпох. Так уж получилось, что моя личная жизнь стала частью истории», – написала супруга первого президента России Наина Иосифовна Ельцина в предисловии к своим мемуарам «Личная жизнь».
Регалии – это просто работа
– Наина Иосифовна рассказывала, что иногда просыпается с чувством тревоги. Не может заснуть. И тогда встает, начинает что-нибудь стирать. Кофту, платочек, что попадет под руку – раз уж развела порошок, жалко выливать воду. Ее это успокаивает. В этом есть какой-то совершенно точный знак того, как она прожила свою жизнь. То есть, для нее все, что было связано с обязанностями первой леди – парадные костюмы, официальные встречи, светские приемы – просто работа. И эта работа совсем не изменила ее правил жизни, по которым она всегда жила. Она никогда не была похожа на жену начальника, хотя стала ей очень рано. Борис Ельцин до своего президентства много лет занимал высокие партийные должности в Свердловске, потом в Москве. А Наина Иосифовна 30 лет проработала в проектном институте, тащила на себе дом, у нее в Свердловске никогда не было ни няни, ни домработницы, сама ходила по магазинам, не пользовалась спецраспределителями, стояла в очередях. Позже, во время официальных командировок, когда муж стал президентом, возила с собой утюг, чтобы гладить ему костюмы. Она и сегодня в свои 88 лет часто сама готовит, шьет на машинке, возится в саду и огороде. Она органически не умеет халтурить – все делает очень тщательно, будь то готовка котлет или редактура собственной книги, – говорит Людмила Телень, первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б. Н. Ельцина, которая помогала Наине Иосифовне в работе над мемуарами.
Каждые пять лет
Они учились в одном институте в Свердловске (ныне Екатеринбург) – в Уральском политехническом институте на строительном факультете. Курс был очень дружным. После окончания вуза однокурсники договорились раз в пять лет проводить отпуск вместе. И всю жизнь честно выполняли это обещание.
– В 2005-м я был в такой поездке, – рассказывает фотокорреспондент Юрий Феклистов, не раз сопровождавший семью первого президента России. – Борис Николаевич уже был в отставке. Сбор был юбилейным, 50 лет после окончания вуза. И Ельцин организовал выезд в Кисловодск. Они с Наиной Иосифовной вообще любили туда ездить. В тот раз Ельцин для своих друзей снял пансионат. Они там танцевали, общались… Очень теплая была атмосфера.
Без пафоса
Борис и Наина влюбились друг в друга еще студентами, но поженились только после окончания вуза... «Мне трудно назвать одним словом то чувство, которое нас связывало. Говорят: больше, чем любовь. Наверное, это про нас. Дело не в словах – в ощущении, что ты просто не можешь жить без этого человека. Он никогда меня не отпускал, а я – его», – написала Наина Иосифовна в воспоминаниях.
– Они очень трогательно друг к другу относились, – делится наблюдениями Юрий Феклистов. – Как-то они возвращались из Финляндии и залетели на Валаам (я был с ними). Там супруги гуляли по острову. Ельцин в каком-то колодце набрал воды и принес ей, подарил букет ромашек... Да и Наина Иосифовна постоянно «Боря, Боря...», укрывала его на теплоходе, все время как бы за ним присматривала. Она абсолютно без пафоса, очень простая. Например, на Валааме гуляла, накинув на плечи серый пуховый оренбургский платок.
Дата свадьбы
– Первоначальная рукопись мемуаров Наины Иосифовны была дополнена, когда мы записали десятки часов ее воспоминаний на видео для архива Ельцин Центра, – вспоминает Людмила Телень. – Мы с ней до этого были почти не знакомы, виделись буквально два-три раза. И первые два сеанса обе были страшно зажаты. Наина Иосифовна очень волновалась, старалась быть абсолютно точной в каждом слове. Я чувствовала, что контакт установить не удается. Разговор шел очень тяжело. И я думала, что из этого вообще ничего не получится. Но где-то на третий день съемок вдруг произошел перелом. Она рассказывала о том, как они поженились с Борисом Николаевичем, как подали заявление в ЗАГС, как она приехала из Оренбурга (где жили ее родители – ред.) на свадьбу в Свердловск. Ельцин жил в общежитии, и уговорил коменданта разрешить невесте остановиться у него. Это было за три дня до свадьбы. Наина Иосифона рассказала, что фактически они стали мужем и женой именно в этот день. И страшно засмущалась: «Ой, с этой историей связан такой эпизод… Мы с дочками обсуждали, как будем отмечать 50-летие нашей свадьбы, и я вдруг спросила – а когда будем отмечать? Когда мы фактически стали мужем и женой или когда нас расписали в ЗАГСе? Они рассмеялись: мама, ты, оказывается, согрешила, а нам всю жизнь голову морочила». Это был первый абсолютно живой эпизод в нашей записи, и дальше разговор шел уже по-другому. Правда, когда мы приехали через пару дней, чтобы продолжать, она сказала: «Вы в прошлый раз уехали, а я за голову схватилась, что это я так разболталась. Вырежьте все это». Мы, конечно, все оставили, и потом даже включили этот эпизод в фильм. Спасибо Наине Иосифовне – мы ее совсем недолго поуговаривали.
Семена от королевы
– Заниматься садом – любимое занятие Наины Иосифовны, – уверяет Телень. – У Ельциной не только цветы, там и огурцы, и помидоры, и картошка растут. Она любит ухаживать за растениями, рассказывает про каждый куст целые истории. Вот цветущая в апреле форзиция, которую очень любил Борис Николаевич. Вот мальва, которую она когда-то выкопала на обочине дороге, за что получила выговор от службы охраны.
В 1994-м в Россию с официальным визитом приезжала королева Великобритании Елизавета II. Она привезла Ельциной в подарок коробку семян растений из своего сада.
– Когда Наина Иосифовна отдала нам эту коробку в музей, – вспоминает Людмила Телень, – английских семян там, конечно, уже не было. Но в одном из ящичков лежал кулечек из тетрадной бумаги в клеточку, на котором ее рукой было написано:«кукуруза».
Рецепты президентской кухни
Готовить Наина Иосифовна любит не меньше, чем заниматься садом.
– Она кормит всех, кто приезжает в дом. Кормила и нас с режиссером и оператором, и нашего водителя, мы перепробовали все ее фирменные блюда – от голубцов до пельменей. А с собой неизменно увозили пакетики с ее знаменитым творожным печеньем, – перечисляет Людмила Телень. – У нее, конечно, есть повар, и он очень хорошо готовит. Но внуки все равно говорят: «Бабуль, а у тебя котлеты вкуснее получаются»…
– Когда Наина Иосифовна принимает ребят – стипендиатов премии Ельцина, она всегда сама печет им свои фирменные выпечки, – добавляет Юрий Феклистов. – Кстати, делает настойку «клюковка». Когда открывали Ельцин Центр, она специально заказала чуть ли не тонну клюквы, чтобы были запасы. Там потом долго гостей угощали ее фирменным напитком...
– Ну не так уж и долго, – парирует Телень, – «Клюковка» от Наины Иосифовны была выпита довольно быстро, а теперь наши рестораны делают такую же по ее рецепту. В этом году мы сделали набор открыток с рецептами Наины Иосифовны, а сейчас она заканчивает работу над своей кулинарной книгой.
Простилась с Раисой Горбачевой и переживала за Путина
Когда в середине 1980-х Ельцина перевели в Москву, у Наины Иосифовны появились новые обязанности – светские. «Раиса Максимовна Горбачева, как жена генерального секретаря регулярно приглашала жен членов и кандидатов в члены политбюро на чаепития. … На этих встречах все вроде было нормально, но все были очень напряжены. Может быть, потому что жены старались вести себя сообразно рангу мужа. … Я чувствовала себя не в своей тарелке», – вспоминала Ельцина. Но, когда в 1999-м Раиса Максимовна умерла, Наина Иосифовна пошла с ней проститься, несмотря на свое непростое отношение к Михаилу Горбачеву.
– 26 марта 2000-го мы с документалистом Виталием Манским были на даче у Ельциных, – вспоминает Феклистов. – В этот день президентом выбирали Владимира Путина. Наина Иосифовна поила нас чаем, а мы наблюдали, как они с мужем переживали: выберут, или нет... Хотя результат был ясен – Ельцин же четко сказал: вот мой преемник.
Без него
А через 7 лет Бориса Николаевича не стало. Наина Иосифоврна тяжело переживала уход мужа. Она чуть не год ежедневно ездила на его могилу...
– Они были как инь-янь – неразделимое целое, – замечает Феклистов.
– Наина Иосифовна не видела Ельцин-центра до его открытия (в 2015-м), – рассказывает Телень. – Только накануне младшая дочь Татьяна Борисовна провела ее по музею. С ними был только наш оператор, он снимал для архива. Все было нормально, пока они не дошли до кабинета Ельцина (там воссоздана вся обстановка: на стуле висит его пиджак, на столе стоит кружка с чаем, от которого идет парок...). Тут у Наины Иосифовны сдали нервы. Она расплакалась навзрыд. Это был самый тяжелый для нее момент, когда она вдруг почувствовала: Борис Николаевич здесь, просто вышел на минутку…