Эксперт о сделке с ОПЕК+: Доходы России от экспорта нефти упадут в 2 раза
Аналитик Михаил Крутихин о том, почему Россия три года обманывала партнеров, хамила им, а теперь вынуждена извиняться
Страны договорились в рамках ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин прокомментировал Sobesednik.ru соглашение, которого ждали еще в начале марта.
«России пришлось извиняться»
– Соглашение с ОПЕК – это победа или поражение России?
– Я не стал бы оценивать в категориях победы или поражения. Это абсолютно вынужденный шаг России, которая согласилась сократить добычу больше, чем любой другой участник этой кампании по сокращению добычи.
Вынужденный — потому что ей пришлось извиняться перед союзниками, которых Россия три года подряд надувала, не сокращая добычу, а наоборот увеличивая ее и ограничиваясь только устными заявлениями о солидарности и о том, что она сокращает добычу. Это не соответствовало истине.
Но вот теперь час расплаты настал. Это не победа и не поражение – это компенсация тем союзникам, которые требуют наконец реальных усилий от России.
– Почему мы сократим добычу больше, чем другие страны?
– Все вместе согласились на общее сокращение на 10 млн баррелей в сутки. Это получается, что на каждого приходится 23% скидки от добычи. Исключение сделано для Мексики, которая будет сокращать 100 тысяч баррелей в сутки, а остальное, как сегодня пообещали Соединенные Штаты, они сократят за нее. То есть возьмут долю Мексики на себя.
Проблемы Саудовской Аравии и России в том, что они в этой ситуации — исключения, у них особая формула. Но Саудовская Аравия сократит гораздо меньше.
«Нам придется заморозить около 30 тысяч скважин»
– Если бы не наш демарш в марте, мы были бы в лучшем положении?
– Я думаю, да. Тогда мы фиктивно сокращали добычу на 300 тысяч баррелей в сутки, на самом деле этого не делая. А когда от нас потребовали: давайте на 1,5 млн баррелей сократите ради Бога, потому что когда-то от вас надо что-то получить, тогда мы стали хлопать дверью, наговорили кучу гадостей саудовцам. Если бы тогда прошло гладко, все было бы менее болезненно для нас.
– Да и цены на нефть пока так и не выросли.
– Решение по ОПЕК+ вышло уже после закрытия рынков, поэтому вчера реакции не было. А сегодня у США, Европы выходной — Страстная пятница. Поэтому до понедельника мы изменений и не увидим.
– России теперь придется консервировать нефтяные скважины?
– Ну а как еще сократить добычу на 23% без закрытия скважин? 23 процента — это очень много. У нас в России 180 тысяч скважин, около 30 тысяч, думаю, надо будет закрывать и прекращать на них работу.
– Это следствие наших бездумных действий в начале марта по разрыву сделки с ОПЕК?
– Это была абсолютно безумная политика. В начале — политика обмана три года подряд. А потом — хамское отношение к партнерам и вранье.
«Мы три года обманывали мир. Кто такое забудет?»
– А кто в ответе за это персонально?
– Ну кто принимал решение. Президент. С подачи нефтяников. Нефтяники сидели молчали. И только один из них — Игорь Иванович Сечин, сформулировал, что все, нужно рвать с ОПЕК, выходить резко. Этим, мол, мы их накажем. Американцы-де обанкротятся, у саудитов деньги кончатся, а мы будем великой державой. Но видим, что из этого вышло. Тут и мания величия, и безрассудные советы и решения.
– Кто отмалчивался, тоже виноваты.
– В присутствии президента говорят только то, что он хочет услышать. Такая там атмосфера.
– А расплачиваться будем мы все?
– Конечно, в бюджет будет поступать намного меньше денег. Потому что сокращать придется не внутреннее потребление, а экспорт. А сократить придется вполовину. Значит, вполовину будут сокращаться поступления от экспорта, если мы будем выполнять эти условия.
– Следить, наверное, теперь будут за выполнением.
– Будут обязательно. И если не произойдет сокращения добычи, найдут виноватого, кто не соблюдал. И будут наказывать. Сначала введением каких-нибудь тарифов против российской нефти и нефтепродуктов. Потом – эмбарго. Потом — санкции против тех, кто покупает российскую нефть. Наказаний большой спектр, есть из чего выбрать. И если Россию уберут с мирового рынка нефти, убьют ее нефтяную отрасль, тогда мир вздохнет с облегчением — уйдет лишняя нефть, и цены приподнимутся.
– Сейчас конфликт с ОПЕК можно считать исчерпанным или осадочек остался?
– Натянутость будет. Поскольку обманывали, потом оскорбляли. Кто же такое забудет?