На Дальнем Востоке готовы защищать Курилы от передачи Японии

Жители региона, к которому принадлежат Курилы, выходят на митинги протеста против возможной передачи островов Японии

Фото: Шикотан // фото: Global Look Press

19 января в Южно-Сахалинске собрался народный сход граждан, обеспокоенных судьбой наших островов в Тихом океане. Жители «края земли» едины: Курилы никому не отдадим.

Курилы – наши

На Сахалине минус 10 и порывистый ветер. Но это не мешает горожанам выходить на улицу, чтобы выразить свое мнение по горячему вопросу. 

«Курилы – наши! И точка!» – пишут они на своих плакатах. «Сахалин и Курилы – наша Родина!» «Не для того деды кровь проливали, чтобы олигархи острова продавали!» «Как громко брали Крым, как тихо отдаем Курилы».

– Мы подали заявку на митинг, но нам отказали, поэтому мы объявили народный сход. Хотим сказать «нет!» той тайной дипломатии, которая сейчас занимается курильским вопросом. Стоим в одиночных пикетах, создали петицию, выпустили резолюцию, – описывает бурную деятельность председатель Сахалинского отделения Русского географического общества Сергей Пономарев.

Вопрос здесь стоит настолько принципиально и остро, что местные жители уже не боятся рубить сплеча.

– Думаем, все идет от «японской клики», – наседает Сергей Пономарев. – У нас первый зам. руководителя администрации президента Сергей Кириенко имеет японское хобби – занимается кэндо (искусство фехтования на бамбуковых мечах. – Ред.). А глава администрации президента господин Вайно у нас японист, в 1998 году был помощником посла России в Токио, и как раз в это время появилось соглашение, по которому японские рыбаки стали заходить в наши воды в уведомительном порядке, а наши – в разрешительном. Курирующий международную политику Юрий Ушаков – тоже, судя по всему, японофил. Вот почему им всем Япония, получается, ближе, чем Россия?!

Ой, мама, Шикотан, Шикотан!

Учитель с острова Шикотан Андрей Данелия преподает в школе английский язык. А любит русский остров Шикотан, на который положили глаз японцы. На острове слабый интернет, но учитель на свои собственные деньги купил спутниковую тарелку, чтобы вести паблик «Шикотанские новости». 

– Я периодически вывешиваю опросы, – рассказывает Андрей Данелия. – Больше 90% у нас против передачи островов Японии. А в другом опросе 50% ответили, что в любом случае не покинут остров, даже если он вдруг станет японским. То есть наши жители больше патриоты острова, получается.

Шикотанцы тревожатся, что соседние Итуруп и Кунашир, на которые также зарятся соседи, федеральный центр засыпает бюджетными деньгами щедрее. Гадают, не знак ли это, что Шикотан – первый «на вылет». 

– Остальным курильцам строят бассейны, скейт-парки, ландшафтные парки, аэропорт, лечебницы на горячих источниках. У нас, конечно, все поскромнее, – делится Данелия. – А самая большая проблема – транспортное сообщение: только морем. А если судно отменят, то – никак...

Русский с японцем – братья навек?

Даже самый простой работяга одного из двух местных рыбзаводов хотя бы раз 10 за жизнь обязательно скатается в Японию – для курильчан действует безвизовый режим, но только в составе организованной группы. Поездка на 5 дней – 20 тысяч рублей с человека. 

– Парадокс: все видят, что жизнь там благополучнее, но присоединяться к этому «раю на земле» никто не спешит. Мне, бывает, пишут в личку: если что, придем с ружьями отстаивать наши острова, – передает шикотанский учитель. – Думаю, все понимают, что если передача островов состоится, то максимум, что светит местным жителям – это танцы с бубнами в составе какой-нибудь этнодеревни. Наши люди в большинстве своем никогда не впишутся в японскую реальность. Японцы совершенно другие – и внешне, и ментально. А язык? Чтобы изучить его хотя бы на бытовом уровне, моя жена потратила немало времени...

При этом у Данелии, да и у любого шикотанца, есть хорошие знакомые по ту сторону границы. Русским нравятся доброжелательные, интеллигентные и деликатные жители Страны восходящего солнца. Но – только как соседи. «У нас и так все мирно, без всякого мирного договора», – говорят тут.

Остров открытых дверей

Бывший вице-мэр Южно-Курильского района Алексей Задирако приехал на Кунашир по распределению в 1987 году. И остался на 32 года. Теперь уже – навсегда.

Алексей Задирако приехал на Курилы и остался // фото: архив редакции

– Курилы затягивают. Уникальная природа и уникальные люди. У нас никто не запирает машины, уровень преступности – самый низкий в области уже много лет, а в магазин можно прийти даже без кошелька – продадут в долг, который все всегда возвращают. Туманы, циклоны, тайфуны, регулярные землетрясения, вулкан – на фоне природных катаклизмов люди становятся сплоченнее. И спокойнее. Поэтому по поводу возможной передачи островов у нас никто слишком не суетится, но если всерьез запахнет жареным, выступят едино, – считает Задирако.

Калькулятор

Сколько стоит жизнь на Курильских островах

Средняя зарплата составляет 70–80 тысяч рублей. В связи с этим на Курилы стабильно подтягивается рабочая сила из захудалых российских регионов. Но здесь и цены выше. ЖКУ за трехкомнатную квартиру обойдутся в 8 тысяч рублей. Продукты стоят дороже, чем в среднероссийских дискаунтерах, раза в 2–3. Десяток яиц – 130 рублей, килограмм яблок – 200 рублей.

По островам периодически пролетают слухи, что японцы завалят сдавшихся русских электроникой made in Japan, автомобилями, денежными компенсациями. Но к этим разговорам у местных уже давно выработался иммунитет. Если это когда и обсуждали более или менее серьезно, то только в 90-е годы, когда на части территории неделями не было света, топлива и даже продукты завозили с перебоями. 

Пока политики перетягивают острова, простые жители сами приспосабливаются к неопределенному статусу.

– Японское правительство не разрешает своим бизнесменам открывать фирмы на островах, которые они считают оккупированными. Но запрет легко обходится через фирмы посредников, например, в Южной Корее, – уверяет Алексей Задирако.

Аппетиты японцев, по мнению сахалинцев, объясняются богатой акваторией вокруг островов. Сайра, водоросли, креветки, крабы манят любителей морских деликатесов из соседней страны. У нас их тоже ловят, но рынок гораздо больше зарегулирован, а продукты из того же моря каким-то образом получаются менее доступными по цене простому россиянину, чем рядовому японцу. 

Островитяне считают, что все споры вокруг Курил – большая политическая игра, затеянная, чтобы поддержать на предстоящих выборах японского премьера – «друга России» Синдзо Абэ. В Японии забрать Курилы – национальная идея фикс.

– А наша идея – не отдать. Вот так и живем, – подытоживает Алексей Задирако. 

О чем спор?

Какие острова входят в оспариваемую Японией территорию:

Кунашир – площадь 1495 кв. км.

Итуруп – 3318 кв. км.

Шикотан – 264 кв. км.

Острова Малой Курильской гряды – 97 кв. км.

По состоянию на 2018 год население Курильских островов составляет 20,5 тысяч человек.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2019 под заголовком «Дадим прикурить вместо Курил!».

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика