Путин не убедил в пенсионной реформе, но протестовать расхотелось
Число желающих протестовать против пенсионных нововведений резко за месяц сократилось на треть
Как свидетельствует сентябрьское исследование «Левада-Центра», число желающих протестовать против пенсионных нововведений резко сократилось. Если месяц назад выйти на улицу были готовы 53% респондентов, то в сентябре — только 35%.
Точно назвать причину спада «революционных» настроений сложно. Тут может сыграть роль что угодно — от испортившейся погоды и обращения Путина, милостиво скостившего женщинам срок выхода на пенсию на три года, до массового возвращения с дач лояльных огородников. Отсутствие какой-либо внятной реакции властей на протесты тоже нельзя не учитывать.
Что интересно, согласно данным опроса, общее число граждан, относящихся к утвержденным Госдумой на сегодняшний день уже в трех чтениях изменениям отрицательно, снизилось с июня, когда прозвучал «протокол о намерениях», всего на 5% по мужчинам (с 89% до 85%) и на 2% (с 90% до 88%) по женщинам. Процент одобряющих реформу вырос незначительно.
Судя по этим данным, обращение Путина к народу от 29 августа оказалось не столь эффективным, как его оценили провластные политологи и СМИ. По данным «Левада-Центра», интерес к нему был довольно высок: посмотрели эфир 39% опрошенных, еще 18% читали в пересказе СМИ и 21% не смотрели и не читали, но все равно в курсе. То есть при почти 80%-м охвате аудитории отношение к инициативе правительства практически не изменилось.
Ну а что до резкого сокращения численности желающих строить баррикады во имя сохранения действующих пенсионных параметров, то на реальный протест, как показали выступления граждан за последние два месяца, выходит и того меньшее число людей. Самый крупный митинг от 2 сентября, устроенный КПРФ в столице, собрал около 50 тысяч человек. Даже если допустить, что тогда пришли все 100 тысяч, о которых говорят коммунисты, это 1% от вообще всех москвичей. На митинге в минувшую субботу народу было вдвое меньше. Но, как показали недавние события в нескольких регионах, иногда протест эффективнее вовсе не на улице.