Повышение пенсионного возраста теперь называется "решение": ВИДЕО
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, отвечая на вопрос о пенсионной реформе, двадцать два раза назвал ее «решением»
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, отвечая на вопрос о пенсионной реформе, двадцать два раза назвал ее «решением».
Часть выступления Володина воспроизведена на ускоренной перемотке, однако «Би-би-си» утверждает, что слово «реформа» спикер Госдумы не использовал ни разу.
О том, что «пенсионная реформа» или, чего доброго, «повышение пенсионного возраста» признаны во власти нежелательными формулировками, стало известно не вчера. Еще до первого голосования в Думе на замену были предложены варианты «преобразование» и «изменение». Недавно в лексикон вошла фраза «переходный период совершенствования пенсионной системы» — но она, во-первых, громоздкая, а во-вторых, может навевать ассоциации с анекдотом о том, как некто «совершенствовал» свою лошадь, отучая ее есть.
Теперь председатель Государственной думы Вячеслав Володин, которого в июле источники «Ведомостей» называли ответственным за определение «границ дозволенного» в Госдуме, говорит о «решении». Видимо, всем, кто вздумает критиковать шаги и высказывания представителей власти по поводу пенсионной реформы, стоит следить, чтобы слово «окончательное» стояло от этого нового термина на расстоянии по меньшей мере слов в пятнадцать — во избежание нежелательных намеков.
Словесная эквилибристика давно стала обязательным элементом в цирковом училище российской общественной жизни. То, что произошло с Крымом, положено называть «присоединение». Запрет на ввоз в Россию еды из-за рубежа удалось подать так, как будто это не российские власти приняли это решение.
Но повышение пенсионного возраста — это попытка отнять у людей то, что они давно привыкли считать своим. Это, как выразился один из экспертов, «изъятие денег из карманов». Поэтому так тяжело «переодеть» эту идею до неузнаваемости, по крайней мере на уровне слов.
Есть еще подозрение, что некоторые представители власти за последние годы и вовсе утратили навык умасливать избирателя, столь необходимый для всякого политика. Политики, может, и циничные люди, но это полагается прятать. Даже когда речь идет о государственной необходимости, как-то не с руки призывать заменять зарубежные лекарства, которые чуть было не запретили тоже, на кору дуба и боярышник. Но ведь было и такое.
В своем выступлении Володин вновь упомянул о том, что если затянуть с повышением пенсионного возраста сейчас, впоследствии реформы могут быть еще болезненнее. Две недели назад на встрече с избирателями он уже упоминал об угрозе полного отказа от государственных пенсий.
Возможно, именно это станет новым главным аргументом власти, а «усовершенствование пенсионной системы» будет подаваться как меньшее зло. Но даже для этого потребуется признать, что и выход на пенсию с 63/65 лет все-таки не безусловное добро — то есть назвать вещи своими именами. На это, как видим, пока не решаются.