Убийство российских журналистов в ЦАР: зачем нужны прокси-войны

Российские журналисты, убитые в Центральноафриканской республике, работали там над расследованием о ЧВК «Вагнер»

Фото: Орхан Джемаль // стоп-кадр / Youtube / On TV

Российские журналисты, убитые в Центральноафриканской республике, работали там над расследованием о деятельности частной военной компании (ЧВК) «Вагнер». Это подтвердили в «Центре управления расследованиями» (ЦУР), по заданию которого убитые и находились в Африке.

Подробности произошедшего — вплоть до того, кто именно убил Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко — остаются невыясненными. Увы, может быть, что они останутся таковыми навсегда: у ЦАР нелучшая репутация.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова одергивает: про расследования о ЧВК пишут «околесицу», а на самом деле в ЦАР есть российские военные и гражданские инструкторы, и этого никто не скрывает.

Но как из того, что российские инструкторы там есть, вытекает, что российских ЧВК там нет? Они что — отчитываются в своей деятельности перед МИДом?..

В деятельности, напомним, незаконной. По статье 359 российского УК гражданин России, небесплатно участвующий в войне на территории чужой страны, является наемником, ему светит до семи лет тюрьмы.

Еще Захарова напоминает, что формально Джемаль, Расторгуев и Радченко выехали в ЦАР как туристы. Видимо, этот факт должен служить еще одним доказательством того, что там нет российских ЧВК и журналистам там расследовать было нечего.

Кажется, надо понимать так: было бы чего расследовать — получили бы все официальные бумаги, а не тихушничали. Именно так ведь и делают обычно, когда расследуют чью-то незаконную деятельность. Причем не коррупционную, например, а военную — то есть когда не воруют, а убивают. Присылаешь, как положено, официальную бумагу: иду на вы, будьте любезны оказать содействие...

«Прокси-войны» — войны на аутсорсе, с использованием наемников, ЧВК — они для того и нужны, чтобы воевать не воюя, формально стоя в стороне. Чтобы убивать не убивая, не нести за это никакой ответственности. Для того, чтобы выявить эту связь, и нужны журналистские расследования. Этот жанр редко обходится без риска для жизни. Мало кто знал это лучше, чем Орхан Джемаль. Но от этого не легче.

Но к журналистам как мишени все вышесказанное, кстати, тоже применимо. Когда на кладбище в Псковской области нападают на машину журналистов, расследующих гибель россиян в войне на Украине, трудновато списать это на каких-нибудь смутных хулиганов или грабителей. Немного легче спустить розыск нападавших на тормозах, но все-таки дело было в России, а не в далекой Африке.

А вот когда подобное происходит — с куда более трагическим результатом — в Африке, гораздо проще сделать вид, что журналисты на самом деле поехали искать черную кошку на континенте, на котором ее нет. Что поделать: отважные, но глупые люди, пешки в чужих руках.

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика