Вопрос недели. О чем беседовали Бортников и Нарышкин с главой ЦРУ?
Зачем высшие чины российской разведки встречались на минувшей неделе с коллегами из ЦРУ в США, выяснял Sobesednik.ru
Зачем высшие чины российской разведки встречались на минувшей неделе с коллегами из ЦРУ в США, выяснял Sobesednik.ru.
Новость стала сенсацией: на фоне только что выпущенного американцами «кремлевского списка» и продолжающегося расследования о вмешательстве РФ в президентские выборы США неожиданно в Вашингтон — на встречу с директором ЦРУ Майком Помпео — приехали глава Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин, директор ФСБ Александр Бортников и начальник Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба Игорь Коробов. Нарышкин, к слову, прибыл туда обычным рейсом «Аэрофлота». Ни в США, ни в России эксперты не смогли вспомнить случая, когда бы в Америку приезжала практически вся верхушка российской разведки.
Двое из визитеров — Нарышкин и Коробов — находятся в списках тех, кому въезд в США закрыт. Первый попал под санкции в 2014-м, когда был вице-спикером Госдумы, второй в 2016-м — среди тех, на кого американцы возложили ответственность за вмешательство в их выборы посредством хакерских атак. Бортникову въезд в США разрешен, он — лишь в запретных списках ЕС и Канады.
Госдеп уже оправдывался перед американским Сенатом: мол, мы постоянно общаемся со спецслужбами РФ, а действие санкций может быть приостановлено, если дело «касается национальной безопасности». Российские спецслужбы причины столь неожиданного визита своих глав не комментируют. По умолчанию считается, что речь шла о борьбе с терроризмом, что особенно актуально перед ЧМ-2018. Как это связано с интересами нацбезопасности США? И почему при столь накаленных отношениях между странами верхушке наших спецслужб надо было ехать в Вашингтон, а не приглашать американских коллег в Москву?
— Это объяснение для детей — что дружной колонной на таком уровне поехали обсуждать вопросы терроризма, — считает Николай Леонов, генерал-лейтенант КГБ в отставке. — Об этом можно договариваться на уровне глав управлений в любой третьей стране. Тут должна быть какая-то более крупная цель, которая завязана на наши отношения с США. А, возможно, и выходящая за рамки двусторонних отношений. То есть это уже — высшая политика.
— Выходит, эта цель должна быть более нужна России, чем США, иначе бы пригласили американцев в Москву?
— Абсолютно верно, — отвечает генерал, некогда возглавлявший аналитическое управление, и бывший замначальника внешней разведки. — Если американцам чего-то надо, они приедут или найдут третью страну (типа Австрии или Швейцарии). И так, кстати, было в советское время. К примеру, были инициаторами встречи в Вене, на которой мы обсуждали деликатные вопросы безопасности разведчиков, отказ от физического воздействия на них. Это было выгодно обеим сторонам — ведь все страдали от того, что гибнут квалифицированные кадры...
Несколько иначе видит ситуацию замдиректора института США и Канады РАН Павел Золотарев:
— В данном случае, думаю, ситуацию стоит рассматривать под другим углом, — говорит эксперт. — Глава МИД Сергей Лавров не раз обозначал российскую позицию: несмотря на то, что США поставили РФ первой в список угроз, мы открыты и готовы к восстановлению отношений. Но первый шаг должна сделать американская сторона. Поэтому мне представляется весьма показательным, что, несмотря на весь сегодняшний негатив, спецслужбы Америки решились на такой шаг — пригласить глав спецслужб России. И наши, думаю, поступили абсолютно правильно, что не стали стесняться и приехали.
Золотарев уверен: вставать в позу в таких ситуациях — проигрышная позиция:
— Наоборот, — говорит он, — нам нужно делать аналогичные вещи. Тем более, что мы в 2014–2015 гг. сделали симметричный санкционный ответ — и тоже, что называется, чохом: туда попали достаточно видные политики США, которые хорошо относятся к России и с которыми можно иметь дело. И уже было несколько ситуаций, когда их хотели пригласить в Москву, а потом оказывалось, что они — в нашем санкционном списке. И мы их не звали... Между Россией и США всегда будут не совпадающие интересы, но надо же когда-то начинать движение в положительном направлении, — заключает эксперт.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2018 под заголовком «Тайная встреча».