Неновости. Уроки демократии для самых маленьких граждан
Шеф-редактор Sobesednik.ru — о «школьных референдумах» на выборах 18 марта: на своем опыте — о том, как это делается
Шеф-редактор Sobesednik.ru — о «школьных референдумах» на выборах 18 марта: на своем опыте — о том, как это делается.
Алексей Навальный записал обращение к школьникам. В регионах планируют одновременно с голосованием на выборах президента России 18 марта провести «школьные референдумы» — чтобы школьники проголосовали по животрепещущим вопросам типа «стоит ли переходить на шестидневную учебную неделю». Навальный и его соратники опасаются, что это всего лишь способ повысить явку на президентских выборах: избирательные участки часто размещают в школах, а учеников младших классов наверняка приведут на «референдум» родители, которым здесь же члены участковой комиссии «взрослого» участка — учителя все той же школы — предложат проголосовать «за компанию» на выборах президента.
Обращаться к школьникам ни с какими призывами я не буду — я вместо этого просто расскажу одну историю.
Когда-то (совсем недавно) я тоже был школьником. В моей родной области (Астраханской) тоже проводили «школьный референдум» — по вопросам о введении школьной формы и о создании молодежной передачи на областном ТВ. «Взрослым» голосованием, с которым тогда совпало голосование школьников, были, по-моему, какие-то местные выборы — то ли районных, то ли областных депутатов.
А я был членом целой территориальной комиссии: я и еще несколько школьников сидели в здании районной администрации и собирали данные из участковых избирательных комиссий этого «школьного референдума». Пару раз выезжали с проверками на участки — как там идут дела, нет ли нарушений. На некоторых участках были и «народные гуляния» — наподобие тех, которые планируют устроить на мартовских выборах. Правда, гуляла на них сама участковая избирательная комиссия, состоявшая из таких же школьников. Ну, стало скучно, несовершеннолетний электорат в тот конкретный час на участок как-то не очень бойко шел, выдавать бюллетени некому — вот и решили члены избиркома от скуки послушать музыку из бумбокса да покрутить брейк, кто умеет. Нарушений не найдено. (То ли дело было бы теперь...)
Референдум успешно прошел, точных цифр не помню, но решения были приняты: «против» школьной формы, «за» детско-юношескую передачу на областном ТВ. Итоги этого подросткового опыта демократии подводили на специальном слете всех, кто принимал участие в его проведении, в каком-то санатории в окрестностях областного центра. Больше всего это напоминало поездку на пару дней в пионерлагерь. Были разной степени неказистости выступления художественной самодеятельности на тему прошедшего референдума и важности эксперимента для развития гражданской сознательности среди молодежи; днем были семинары на тему гражданской активности и — неожиданно — «молодежной журналистики»; вечером, конечно, были танцы: собирать куда-то подростков без дискотеки — совсем уж гиблое дело.
Лет десять с тех пор прошло точно. Судя по информации на сайте ГТРК «Лотос» (фактически астраханского отделения ВГТРК), линейка программ с тех пор расширилась: есть и «Телевизионная встреча с губернатором» («Наш губернатор — знает о жизни региона практически всё», — сообщают на сайте, не жалея тире), и призывающий «Хватит сидеть перед телевизором!» телеальманах «Астрахань спортивная», и программа «Ислам» «об основных понятиях, традициях, о вере[,] которую исповедуют полтора миллиарда человек и о которой, к великому сожалению, так мало известно». Скоро в эфире ожидается фильм «Остров надежды» — «о тех, кто хотел изменить свою жизнь к лучшему» («бывшие алкоголики, наркоманы, убийцы — через веру и покаяние к очищению души. Изменив свою жизнь, некоторые стали успешными предпринимателями, поэтами, монахами и трудниками Высокогорского Успенско-Николаевского Чуркинского монастыря»).
В общем, много чего есть. Только ничего из серии «До 16 и старше», «Марафона-15» и прочих в общем неплохих — честных, не лакированных —передач для молодежи времен своей юности я не нашел. Зря, видимо, мы с другими членами «школьных избиркомов» на тех семинарах в том санатории вспоминали их опыт, размышляя, какой должна быть наша передача. За которую мы голосовали.
Зато школьная форма спустя совсем короткое время появилась. По крайней мере, в моей школе. А в некоторых более престижных была и до того — и после «референдума» кажется, никуда не девалась. И никто, что называется, не умер. А что проголосовали против этого — ну, бывает...
Словом, получился и правда полезный опыт демократии: я и мои сверстники на практике увидели, что получается, когда ходишь голосовать, потом подводят итоги этого голосования, а потом принимают решения. Даже немного повеселились в процессе: референдум закончен, теперь — дискотека!..
Вообще, оглядываясь назад, я думаю, что с тех самых пор и моя общественно-политическая жизнь пошла под откос: тогда, наверно, был последний шанс начать «комсомольскую» карьеру в кругах, близких к власти. Наверно, я тоже не выучил какой-то важный урок о том, как работает демократия в России. Не знаю, будут ли предоставлять для этого какие-то возможности «школьные референдумы» в регионах 18 марта. Думаю, скоро увидим. Может быть, тогда это и будут — новости.