Сын протеста. Из-за "уточки Медведева" 11-класснику пришлось сменить школу
Sobesednik.ru в новой рубрике «Поколение Пу» – о молодых людях, родившихся и сформировавшихся в «эпоху Путина»
Sobesednik.ru в новой рубрике «Поколение Пу» – о молодых людях, родившихся и сформировавшихся в «эпоху Путина».
Эта рубрика о тех, кто приходит на смену нынешнему поколению. Чего они ждут? О чем мечтают? Каким видят свое будущее и будущее страны?
Миша Самин до десятого класса был самым обычным школьником. Учился, просиживал в интернете, слушал музыку. Но за прошедший год он успел дать интервью нескольким российским СМИ и даже шведским журналистам. Слава пришла к Мише неожиданно и, можно сказать, совершенно случайно.
Политика
– Как и большинство людей, я, конечно, понимал, что чиновники воруют. Но как-то сильно не заморачивался на всей этой политике. Первым потрясением, после которого я стал читать и вникать в политические реалии, было убийство Бориса Немцова. Мне было трудно понять, как можно убить человека за слова, взгляды, мысли? Потом был митинг 26 марта 2017 года, куда пришло много школьников и студентов. Хотя два лозунга все-таки написал: «Димон, жду ответа» и «За равноправие уточек». Когда начали задерживать первых митингующих, я плакаты убрал. Но ко мне все равно подошли и скрутили. Отвезли в отделение, вызвали родителей, – пересказал Sobesednik.ru Миша свое маленькое приключение, положившее начало его известности.
Родители
Родители забрали Самина из отделения, проведя там фактически полночи за оформительными процедурами. Сына они не ругали, но и горячего одобрения активист от них тоже не получил.
– Отец у меня – программист, мама – зам. директора одной из фирм, – рассказывает Михаил. – Папа в 1991 году ходил защищать Белый дом, в 1993-м тоже был у здания правительства. Сейчас они оба скорее аполитичны, считают, все равно ничего не изменить. Мой интерес к политакциям они не поддерживают, но и не запрещают...
Комиссия по делам несовершеннолетних
Через некоторое время после задержания в дверь Саминых позвонил инспектор по делам несовершеннолетних из УВД.
– Без ордера мы имеем полное право не пускать никого в свою квартиру, – рассказал изрядно подковавшийся в юрвопросах школьник.
Но и полицейским нужно было поставить свою галочку – Самина вызвали в отделение повесткой.
– В отделении мне просто сообщили о постановке на учет – на этом все и закончилось. Даже не проводили воспитательных бесед, как бывало с другими школьниками. Мой адвокат считает, что большинство инспекторов относятся к этому формально, так как понимают бессмысленность таких действий: если человек не хулиган и не наркоман, какая может быть комиссия по делам несовершеннолетних?!
Сейчас Миша считает, что на учет его не ставили либо уже с него сняли, так как никаких правовых последствий не было. Парень собирается поступать на факультет компьютерных наук в Высшую школу экономики и надеется, что «политика» ему не повредит.
Учеба
В школе политактивность подростка неожиданно близко к сердцу приняла директор учебного заведения. Как оказалось, она – член «Единой России» и на выборах даже баллотировалась от партии в депутаты, но не прошла.
– У меня вдруг появилась годовая двойка по алгебре со всеми вытекающими последствиями. Не знаю, что бы я делал, но мне вдруг в фейсбук написала директор Европейской гимназии, которая предложила поступить к ним, – рассказал ученик.
Обучение в Европейской гимназии стоит 76 тысяч рублей в месяц, но оппозиционного школьника, чуть не пострадавшего за свои взгляды, учат в ней бесплатно.
– В новой школе телевизор в коридоре показывает канал «Дождь», историю ведет исключенный из МГУ за «политику» диссидент еще советских времен, а в сочинении я упоминал рэпера Оксимирона – и норм! – хвалится Михаил.
Обвинение по статье «участие в незаконных митингах», по которой Самина признали виновным, но освободили от ответственности, Миша решил опротестовывать в суде. Районный уровень проиграл, но говорит, что будет отстаивать свою правоту вплоть до Страсбурга.
Кумиры
Ровесники, по оценке Михаила, делятся 50 на 50: половина – аполитичные, остальные – кто оппозиционных, кто традиционных взглядов. С «запутинцами» Миша, конечно, дискутирует, но не особо рьяно. Даже на слова «оппозиционные шавки» (были и такие на его странице в «Контакте») реагирует сдержанно.
– Но я не могу промолчать, когда вижу лозунги экстремистского толка, призывы к насильственным действиям. Каждый раз ввязываюсь в дискуссию и стараюсь донести свою позицию, что гражданское общество можно построить только мирным путем и каждый должен внести свой вклад, – считает Самин.
Кумиров, уверен Михаил, у него нет. Как и у большинства его сверстников. И в этом отличие нового поколения – они не молятся никаким живым иконам и многое подвергают критике и сомнениям. Мише не нравится термин «навальнята», которым оппоненты награждают юных последователей оппозиционного политика Алексея Навального.
– Многие думают, что если я выходил на митинги Навального, то, значит, я его поддерживаю во всем. Это же не так! – доказывает юноша. – Я прочитал его программу и не согласен с тезисом, что нужно ввести визы с отдельными странами вроде среднеазиатских республик. А его идея дать всем зарплату не меньше 25 тысяч рублей – это и вовсе настоящий предвыборный популизм...
Самин говорит, что пока его галочку на выборах не заслуживает ни один из кандидатов. Правда, и на выборы 2018 года он не попадает – 18 лет ему исполнится месяцем позже.
Будущее
Школьник обожает фантастику. Один из любимых писателей – Сергей Лукьяненко, с которым Самин хоть и расходится в политических воззрениях, но все равно охотно посещает встречи фантаста с читателями, фотографируется, берет автографы.
О далеком будущем Самин говорит в положительном ключе.
– Думаю, это будет свободное демократическое общество, потому что в условиях диктатуры человечество долго не проживет, – предполагает одиннадцатиклассник.
К более близкому будущему у Миши Самина еще меньше претензий. О первых выборах, на которых он по закону имеет право голосовать – в 2024 году, у него мысль такая:
– Хочу, чтобы мне было за кого голосовать. И главное – захотелось пойти на эти выборы вообще!
Вне политики:
Миша Самин получил известность благодаря политике, но сам говорит, что его общественная активность занимает от силы 15–20% его молодой жизни. Ни политиком, ни депутатом он себя в будущем не видит. Но говорит, что для гражданского контроля общества собирается делать все, что сможет.
Самин мечтает стать классным программистом и уже сегодня в компьютерных технологиях понимает побольше некоторых взрослых. Ему доверяют и платную работу – школьник уже зарабатывает свои первые деньги. Точную сумму скрывает, но говорит, не меньше, чем иные взрослые дяди и тети.
Не прошел продвинутый парень и мимо остромодной темы криптовалюты. И даже сумел заработать на этом ажиотаже, продав «битки» (биткоины) недалеко от максимума цены – по 18 тысяч долларов, в 1,5 раза дороже, чем они ему достались. Сегодня Михаил майнингом (добычей биткоинов с помощью компьютерных программ) уже не занимается, но пока держит в электронном кошельке младших братьев биткоина – криптовалюты рипл и эфир.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №2-2018.