Михаил Осокин: Население возвращается к опыту выживания
Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о тех, на кого у властей в России хватает денег, и о тех, на кого — нет
Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о тех, на кого у властей в России хватает денег, и о тех, на кого — нет.
Шестая часть всех работающих россиян не может обеспечить себя и свои семьи — таковы данные нового исследования, проведенного одной из федеральных статистических служб. Эти 12 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Неудивительно, что все больше россиян возвращается к опыту выживания 90-х годов. Люди едут на дачи и вспоминают о натуральном хозяйстве: стараются сами выращивать себе то, что нужно для еды. Примерно как в старинных немецких легендах о сказочной стране Шлараффии — где, как мечтали средневековые крестьяне, на каждом дворе будет все, что нужно: и овощи, и фрукты, и живность. А еще там «стены домов сложены из окуней и сельдей, стропила из осетров, крыши из окороков, а полы из колбас».
И вот сейчас извечная мечта о самообеспечении и натуральном хозяйстве опять популярна в России. Даже правительственные эксперты на основе официальных данных пришли к неутешительному выводу: каждый третий россиянин вернулся к производству продукции в личном подсобном хозяйстве. Как это элегантно описывают авторы доклада: «В поведении граждан преобладают в основном архаичные формы улучшения своего материального положения».
Эксперты говорят, что сейчас наша экономика показывает динамику хуже, чем в застойные советские годы. Правительство публикует радужные отчеты о растущем благосостоянии россиян — а тем временем сами россияне в опросах на первое место в списке главных проблем неизменно ставят низкие зарплаты и падение уровня жизни.
Люди выражают недовольство — что очень раздражает чиновников. Калининградского губернатора Антона Алиханова местные жители на встрече стали спрашивать о причинах отмены компенсаций за детский сад — и на вопрос «почему?» получили от него резкий ответ: «По кочану». А компенсации многим очень бы не помешали: и в Калининградской области, и в целом по России большинство опрошенных говорили, что им денег хватает только на еду и одежду.
Но компенсации и дотации сокращаются — и на здравоохранение из бюджета сейчас выделяется значительно меньше средств, чем в прошлом году. Блогеры шутят, что денег не хватает, потому что затянули принятие закона о плате за регистрацию котов. Впрочем, другие им возражают, что этого все равно не хватит: «Не столько у нас в стране бабушек с котами, чтобы прокормить Минздрав».
На самом деле денег, конечно, не хватает по более простым и банальным причинам. В частности, главная черная дыра российской экономики — коррупция, разворовывание бюджета. Как утверждалось в одном из докладов Счетной палаты, в госкорпорациях и других подобных структурах «растворилось» 5 трлн рублей. И с этой цифрой можно сопоставить другую: в офшоры выведены активы, равные 75% национального дохода России.
Официально расхищению бюджета объявлена война, и из Кремля можно было слышать красивые заявления: «Главной целью является создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции в любых ее проявлениях». Но на деле население видит совсем другое — о чем давно уже сочиняют многочисленные сюжеты на КВН.
Насколько официальные заявления отличаются от реальности — это продемонстрировали недавние сообщения о решении назначить бывшего руководителя таможни Андрея Бельянинова главой Евразийского банка развития. Таможню с древних времен называли службой, которая позволяла легко обогатиться — и можно вспомнить, как еще у Рабле Пантагрюэль предупреждал о соблазнах, которые подстерегают на этой службе: «Лица, вступающие в такие должности, лишь с величайшим трудом могут спасти свою душу». Поэтому россияне совсем не удивились, когда в прошлом году узнали об отставке Бельянинова и об обыске в его доме.
Тогда в коробках из-под обуви нашли денег на 50 млн рублей, следователи говорили «о противоправной деятельности, связанной с покровительством контрабанды» — однако деньги Бельянинову позже вернули. После отставки он стал говорить, что готов работать там, куда назначат, готов даже мыть туалеты — но разве это соответствует квалификации человека, который сумел накопить 50 млн рублей? Вот банк — это другое дело.
Вспоминаются еще сообщения и о том, какая интересная система выстроена за закулисой правильных и красивых официальных заявлений: международный Центр по исследованию коррупции (OCCRP) подсчитал, что представители ближайшего окружения Путина заполучили активы на 24 млрд долларов. Как описывает этих людей OCCRP, это «члены семьи, старые друзья и друзья, ставшие членами семьи российского президента». Троих из них — Михаила Шеломова, Сергея Ролдугина и Петра Колбина — авторы расследования называют «кошельками» президента.
В новостях фигурируют и другие фамилии. Например, власти последовательно ужесточают критерии допуска банков к государственным средствам — но для избранных делают исключение: правительство сейчас разрешило банкам Ротенберга и Ковальчука работать с бюджетными деньгами. Понятно, какие это сулит выгоды и преимущества.
В общем, богатые становятся все богаче: на 10% наиболее зажиточных граждан уже приходится 30% всех денежных доходов населения страны — а 70% россиян говорят, что им не хватает денег до зарплаты. Одновременно происходит резкое сокращение социальных программ, и появились сообщения, что власти решили сэкономить на пенсиях 560 млрд рублей — за счет сокращения расходов на развитие пенсионной системы и уменьшения индексации пенсий. В соцсетях на эту тему — масса роликов и фотожаб.
Впрочем, на что-то особенно хорошее и красивое деньги в бюджете всегда можно найти. Например, на проект супергорода будущего. Много прекрасного будет в этом городе площадью в 25 тысяч квадратных километров — в десять раз больше Москвы. Электричество там будут получать за счет солнечных батарей, транспорт будет полностью экологичным, город сможет обеспечивать себя едой за счет новых технологий. И об участии в этом проекте уже заявил созданный шесть лет назад правительством Фонд прямых инвестиций.
Где же построят этот чудо-город? Может быть, на Дальнем Востоке? Или в Заполярье, где писатель-фантаст Александр Беляев описывал города будущего с тропическими деревьями под стеклянной крышей? Нет, этот город будет построен в Саудовской Аравии — вот на какой проект подписались российские власти. То есть вместо инвестирования дополнительных средств в пенсии, зарплаты бюджетникам, больницы и школы мы увидим прекрасный современный город на берегу Красного моря.