Европа во власти референдумов: что ждет Старый Свет после голосования о независимости Каталонии
Карточный домик стремления европейских автономий к отделению еще, вроде, не рушится, но шатает его уже крепко
27 сентября глава автономной испанской области Каталония Артур Мас подписал указ о проведении референдума о независимости от Испании. Свой выбор жители испанского региона должны будут сделать 9 ноября.
Ох уж эта завораживающая сила прецедента! Проблемы и противоречия годами копятся, плодя бесконечные разговоры и пересуды, но достаточно кому-то решиться и все как один уже лезут самостоятельно разрешать свою судьбу. Карточный домик стремления европейских автономий к отделению еще, вроде, не рушится, но шатает его уже крепко. Как ни крути, а международная политика несомненно прецедентная. Если не по форме, то точно по своей сути.
Человек легко верит в стабильность. Любая система, утвердившаяся на более или менее продолжительный период, кажется значительной части населения незыблемой и вечной. На самом же деле, стабильно здесь только то, что такие представления всегда являются заблуждением.
За всю историю «старушки Европы» не было ни одного столетия, когда бы политические границы внутри этой части света были неизменными. С какой стати век номер XXI должен стать исключением?
Гораздо важнее, осознавая грядущее наступление неизбежного, выработать такой механизм, когда бы новые государства распадались и склеивались без жертв. Еще совсем недавно ненасильственную перекройку границ было невозможно себе представить. Европа предлагает один способ – мирный и демократичный референдум. Пока фактических примеров подобного отделения нет, но такой метод как никогда близок к реализации на практике.
Между тем каждое крупное изменение в мировой политике имеет свои последствия, которым рады далеко не все. Новый метод, может, и приемлемый, но Испания, где будет проходить референдум о независимости Каталонии, явно не тот субъект, который считает себя бенефициаром таких новшеств. Палки в колеса системным каталонским сепаратистам федеральная власть обещает ставить безжалостно. Оно и понятно: здесь пропорция вероятного результата голосования явно в пользу сторонников отделения Барселоны с сопредельными территориями в результате референдума о независимости Каталонии от Испании.
[:image:]
Не стоит забывать, что Великобритания так спокойно согласилась на шотландский референдум далеко не только по причине своей тотальной демократичности. До последнего момента все опросы показывали небольшое, но уверенное преимущество приверженцев сохранения единого государства. Это в последний момент весы чуть качнулись, и Дэвид Кэмерон был вынужден перейти с виски на валерьянку, а нам дали возможность наблюдать за реальной борьбой в диапазоне от «Yes» до «No».
При этом видимые последствия роста увлечений референдумами в Европе дают очередные доводы для сторонников охранительных концепций. Не пускаем перемены – дольше сохраняется статус-кво. Ведь старая система не то, чтобы прямо очень хорошая, но уж больно она понятная. А новый поворот нам принесет новые вызовы, новые угрозы, новые проблемы. Лучше мы пока будем табанить нашими веслами.
Конечно, есть и противоположные настроения. Мол, референдум один уже был и ничего страшного не произошло. Таким образом, вода льется на мельничное колесо изменений в обоих направлениях.
В любом случае, сам процесс уже запущен. Проведение референдума в Испании даже с учетом возможного отделения Каталонии навряд ли представляется чем-то страшным. Да, «Реал Мадрид» и «Барселона» могут быть уже из разных стран, но не думаю, что они перестанут при этом решать вопросы лишь на футбольном поле.
Однако не стоит забывать и о тех регионах мира, где слово «референдум» и его синонимы фактически являются табуированными. А таких стран пока большинство.