Скандал вокруг Артёма Лоскутова и двуличие просепаратистской политики России
В конце минувшей недели Роскомнадзор устроил настоящую облаву на СМИ, распространившие информацию о «Марше за федерализацию Сибири»: художник Артём Лоскутов, пожалуй, впервые столкнулся с таким противостоянием своей задумке
В конце минувшей недели Роскомнадзор устроил настоящую облаву на СМИ, распространившие информацию о «Марше за федерализацию Сибири». Известный художник-акционист Артём Лоскутов, пожалуй, впервые столкнулся с настолько заблаговременным массированным противостоянием своей очередной задумке. 5 августа стало известно, что, например, «Русская служба Би-Би-Си» отредактировала крамольное интервью с Лоскутовым, однако источники в Роскомнадзоре всё равно грозят блокировкой сайтам, поместившим сообщения о «Марше за федерализацию Сибири».
Артём Лоскутов был одной из ключевых фигур в организации первомайских Монстраций. В начале двухтысячных в Новосибирске зародилась традиция таких юмористических шествий под абсурдными лозунгами типа «Таня, не плачь!» или «Крокодил, крокодю и буду крокодить!». С одной стороны, это был способ самовыражения участников акции, с другой — очевидная пародия на саму эстетику «серьёзных» массовых политических митингов. Вскоре традицию переняли в других городах. Последняя Монстрация, проведенная этой весной в Крыму, натолкнулась на противодействие местных жителей. Крымчане не оценили шуточных транспарантов типа «Гречка!», «Классная погода!» и «Мы идем за вами!» и даже попытались своими силами разогнать, как они были уверены, «гей-парад против Путина».
Артём Лоскутов поднял вопрос о справедливости распределения бюджетных денег между центром (Москвой) и периферией, например Сибирью, ещё в своём документальном фильме «Нефть в обмен на ничего». О нём «Собеседник» упоминал в связи с победой кандидата от КПРФ Анатолия Локотя, выступавшего в ленте одним из экспертов, на выборах мэра Новосибирска. По всей видимости, именно присутствие в фильме столь статусной персоны благоприятно сказалось на его судьбе: о нём по крайней мере не запрещено рассказывать на территории России, в отличие от «Марша за федерализацию Сибири».
По всей видимости, Артёму Лоскутову пришло в голову развить идею Монстрации (если политикам можно ходить с абсурдными лозунгами — почему нельзя всем остальным?), но теперь уже в политической плоскости: если на юго-востоке Украины действуют «сторонники федерализации», на стороне которых якобы моральная правота, почему нельзя проводить «Марш за федерализацию Сибири» — одного из регионов страны, которая вообще-то и так номинально является федерацией?
Потому что это экстремизм, чеканит Роскомнадзор. А ведь по сути Артём Лоскутов просто попытался провести в реальности эксперимент, который только ленивый не проделывал ещё мысленно: а что было бы, если бы на территории России где-нибудь завелись некие «ополченцы»? Вернее, художник не дошёл даже и до этого: он не сибирский Стрелков-Гиркин, и нет в его распоряжении никаких людей в камуфляже, закупивших самое современное оружие в ближайшем военторге.
Российским властям придётся и впредь проявлять чудеса эквилибристики, чтобы не заронить в головы российских граждан крамольную мысль: то, что за рубежом их правительство поощряет и оберегает от попыток уничтожить, в своей стране оно намерено безжалостно давить. Показательно в этой связи, например, как официальные лица и государственная пропаганда старательно избегают слова «сепаратист», что значит «сторонник политического движения, направленного к отделению какой-нибудь области от государства» и является словарным определением «ополченцев» ДНР и ЛНР — и, заметим, никак не относится к Артёму Лоскутову.
За публичные призывы к «осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ», в России с января полагается до пяти лет тюрьмы. Однако карать за то же самое применительно к Украине и на Украине может только бандеровская хунта людоедов, уверяют прокремлёвские СМИ. Артём Лоскутов называет свою идею «Марша за федерализацию Сибири» одновременно «пародией, провокацией и реальной попыткой автономизации». Как видим, за пародию на международную политику государства в России пока не предусмотрено уголовного наказания — только заговор молчания.