Что ждёт Анатолия Локотя после победы на выборах мэра Новосибирска

На выборах мэра Новосибирска, прошедших 6 марта, победу одержал единый кандидат от оппозиции, депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть. Какие выводы можно сделать из этой показательной победы противников «партии власти»?

Фото: Сайт новосибирского областного отделения КПРФ

На выборах мэра Новосибирска, прошедших 6 марта, победу одержал единый кандидат от оппозиции, депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть. Какие выводы можно сделать из этой показательной победы противников «партии власти»?

Анатолий Локоть стал единым кандидатом от оппозиции, опередив по популярности среди избирателей таких небезызвестных политиков, как Илья Пономарёв и Иван Стариков. Он, безусловно, человек в Новосибирске известный и обращает на себя внимание и в нашумевшем документальном фильме Артёма Лоскутова о проблемах Сибири «Нефть в обмен на ничего».

[:image:]

При этом Локоть, условно говоря, не Евгений Урлашов и не Евгений Ройзман. Не раз и не два противники «Единой России» пытались выступить против неё единым фронтом, но успех такой коалиции, как правило, определяла фигура единого кандидата. Часто это был местный политик, когда-то не чуждый «Единой России», но рассорившийся с ней. Иногда это, напротив, был давний и принципиальный «несистемный» критик власти.

Однако депутаты Госдумы до сих пор если и пересаживались в кресла начальников «на местах», то в основном по мановению руки Владимира Путина — как губернатор Смоленской области Алексей Островский (экс-депутат от ЛДПР) и губернатор Забайкальского края Константин Ильковский (бывший депутат от «Справедливой России»). Походы же московских «несистемных» политиков в региональную власть результата не достигали — вспомним, например, сочинскую эпопею Бориса Немцова.

Можно, конечно, кивать на то, что кандидат от в мэры Новосибирска от «Единой России» был сравнительно слаб — но ведь и оппозиция не пытается объединиться и дать бой «партии власти» на выборах, скажем, в Чечне, а ставит перед собой реальные цели. Другой вопрос, что проведя Анатолия Локотя в мэры Новосибирска, оппозиция всё равно запрыгнула на подножку уходящего поезда — вернее даже, последнего трамвая.

[:image:]

Дело в том, что ещё в марте в Госдуму был внесён законопроект, отменяющий прямые выборы мэров. В 67 крупнейших городах России скоро не смогут избирать не только градоначальников, но и тех, кто их будет непосредственно выбирать. По новому закону мэрское кресло будет занимает председатель городского парламента, при этом сам горсовет формируют районные советы из числа своих представителей — и тоже, в общем, не спросясь избирателей.

Подобная система действует во многих странах, в том числе в Европе, и исправно помогает правящим партиям оставаться у власти даже в условиях падения их рейтинга. Неделю назад французские социалисты именно благодаря похожей системе выборов мэра Парижа сохранили этот пост за собой. А буквально в минувшее воскресенье удержались у власти венгерские правые — тоже благодаря хитрой системе выборов по одномандатным округам. Кстати, в России такие выборы, если кто забыл, тоже возвращаются повсеместно: в Госдуме-2016 депутатов из округов будет половина, а в Мосгордуме, которую выберут в сентябре — все 100%.

Отметим, правда, что в странах с устоявшейся демократией неидеальные и широко критикуемые «правила игры» порой всё равно не меняют — частично потому, что не хотят открывать ящик Пандоры, а частично потому, что вчерашние критики непрозрачных механизмов начинают от них сами же и выигрывать, придя к власти.

В России не так: здесь правила игры меняются постоянно, и оппозиция обязана к ним адаптироваться, если хочет сохранить за собой хотя бы гипотетический шанс на победу. В этом свете самое важное, чего удалось добиться в Новосибирске — это победа кандидата, которого, простите за прямоту, нелегко будет через полгода посадить в тюрьму: не экс-бизнесмена и местного диссидента, а члена парламентской партии и даже действующего депутата Госдумы.

Однако именно это достижение ставит один очень непростой и очень важный вопрос: насколько успех «системных» противников «Единой России» на тех или иных выборах способен обеспечить реальные изменения? Ведь не секрет, что по многим вопросам, коренным образом влияющим на жизнь российского общества — от присоединения Крыма до некоторых (хотя и не всех) сортов «закручивания гаек» — позиции нынешней власти и её парламентской оппозиции совпадают.

[:image:]

Как давят на «несистемных» победителей выборов, мы уже видели на примере всё тех же Урлашова и Ройзмана (у последнего, правда, пока в основном попадают под раздачу соратники вроде Евгения Малёнкина). Создадут «системные» победители угрозу гегемонии «Единой России», или всё сведётся к перестановке фигур и смене флагов при полном сохранении риторики и политики? Увидим — в том числе на примере новоизбранного мэра Новосибирска Александра Локотя.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика