Почему Владимир Путин не хочет стать самым влиятельным в мире?
Декабрь — «пятница года», месяц подведения итогов. В этом году Владимир Путин оказался третьим в списке самых влиятельных людей планеты, а Россия в мировом рейтинге коррупции поднялась на десять позиций — со 143-го места на 133-е
Декабрь — «пятница года», месяц подведения итогов и традиционно месяц публикации различных рейтингов. В этом году Владимир Путин оказался третьим в списке самых влиятельных людей планеты, а Россия в мировом рейтинге коррупции поднялась на десять позиций — со 143-го места на 133-е.
Стоит ли радоваться успехам в борьбе с коррупцией — должно быть, здесь не обошлось без влияния скандалов в Министерстве обороны? Нет, конечно. В прошлом году, когда Россия поднялась в антикоррупционном рейтинге «Transparency International» аж на 11 мест, «Собеседник.Ру» уже писал о том, что на дне списка (где Россия продолжает находиться, несмотря на все свои успехи) страны идут плотной группой, и подъём в составе такой «компании» — Казахстан, Гондурас, Гайана, Коморские острова — означает подвижку в пределах статистической погрешности (об этом читайте здесь).
Причём речь как раз о статистике — «Transparency International» выводит средний балл восприятия коррупции. При формировании рейтинга учитывается в том числе мнение тех, кто ведёт в стране бизнес, о вероятности столкновения с мздоимцами. Сдаётся, всем живущим в России и без всесторонних исследований понятно, что шансы встретиться с коррупционерами равны, как в анекдоте, шансам встретить динозавра в центре Москвы — 50 на 50: либо встретишь, либо неприёмный день.
А показательные порки, вроде «процесса Сердюкова» (состоится он или нет), тут совсем ни при чём. Борьба с коррупцией только на уровне «посадок» — без независимого суда, без свободных СМИ, без сменяемости власти, наконец — только расчищает места для новых коррупционеров, как у Грибоедова: «то старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты».
Что же до рейтинга «крутизны» мировых лидеров, то и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев потеряли свои позиции. Несмотря на возвращение на президентский пост Владимир Путин, получивший на этот раз «бронзу», уступил вторую строчку Ангеле Меркель, а его напарник по тандему откатился с 59-го места на 61-е.
Составителей списка, журнал «Forbes», понять можно. Кризис не то чтобы закончился — он стал перманентным. Проблем в мире выше крыши, и каждому лидеру со своими бы разобраться, а 325-миллионное население еврозоны на шее у Германии — вызов всё-таки посерьёзнее, чем сто тысяч митингующих с белыми ленточками.
Традиция обращать внимание на всевозможные ранжиры у нас давняя и недобрая. У России самая большая в мире территория, из которой для жизни человека пригодны всего 15% — является ли это поводом для гордости? Советский Союз, всегда стремившийся «догнать и перегнать», демонстрировал такие показатели индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), одного из самых традиционных сравнительных показателей уровня жизни, которые до сих пор недостижимы ни для одной из постсоветских стран, включая Прибалтику. Это оправдывает извечный товарный дефицит и перекос в сторону военного производства?
О том, как лукавы бывают цифры, есть расхожая шутка: «Безработица равна 100%, если без работы остались — вы». О гондурасской коррупции в России иностранцам рассказали, считай, сами россияне. Что же до рейтинга «Forbes», то Путин — он как мама, всё равно самый красивый и самый влиятельный в нашей семье, несмотря ни на больную спину, ни на успехи Алексея Навального и «Pussy Riot» в рейтингах мыслителей современности (подробности читайте здесь).
В общем, ничего нового — но спасибо «Forbes», что лишний раз напомнили. Путину будет приятно.
Читайте также:
Почему борьба с коррупцией обрушила рейтинг власти?
Станислав Белковский: Кто заменит больного Владимира Путина в кресле президента?