Мама, жена и сын Михаила Ходорковского рассказали, как он отметит 50-летие

На следующий день после юбилея у Михаила Борисовича будет шанс отметить знаковую дату с семьей: 27 июня начнется трехдневное свидание с женой и детьми

На следующий день после юбилея у Михаила Борисовича будет шанс отметить знаковую дату с семьей: 27 июня начнется трехдневное свидание с женой и детьми.

Лучший подарок – свидание с семьей

– Это получился настоящий подарок для всех нас, – рассказывает Инна Ходорковская. – Впервые за 10 лет мы сможем побыть в день рождения Михаила все вместе.

– Вы специально просили свидание на этот день?

– Нет, из внешнего мира мы никак не можем повлиять на дату. Просто муж сразу после предыдущего нашего приезда записывается на следующее свидание. В этот раз выходило, что это могло быть 13–14 июня. Но у детей экзамены (у Насти в институте, у близнецов – в школе), вот он и попросил передвинуть дату вперед.

Никакого особенного подарка не будет – там же все лишнее запрещено... Мы обычно привозим ему много вкусного: ведь только на свиданиях заключенные могут поесть домашних разносолов. И сейчас мы активно заняты подбором фотографий, чтобы показать ему в деталях самое важное из нашей жизни за прошедшие месяцы. Это у нас уже традиция. А потом снимки забираем с собой – иначе это могут расценить как передачу, а их количество и вес строго ограничены.

Гости соберутся у мамы

Родители юбилей сына будут отмечать дома.

– У нас в семье четко поделено, кто и как общается с Мишей, – объясняет его мама. – Раз в два месяца разрешены 4-часовые свидания (через стекло и по телефону). На них ездим мы с мужем. Раз в три месяца – трехдневные. На них ездит Инна с детьми. И каждую субботу Миша может нам звонить (15 минут). Эти минуты он уже сам делит между всеми нами.

Марина Филипповна специально никого не приглашала:

– Не хотела ставить людей в неловкое положение.
Но к празднику Марина Филипповна готовится, поскольку уверена: гости все равно придут.

– Думаю, обязательно приедут бывшие сотрудники Миши, его и наши общие друзья...

– А Светлана Бахмина у вас была после освобождения?

– Да. Приезжала в Кораллово. Мишины друзья давно уже стали и нашими с мужем друзьями.

– Что подарите сыну?

– Что тут можно? Посылки строго регламентированы, ничего лишнего. Вот такой юбилей...

Сын с внучкой пришлют самодельную открытку

Старший сын МБХ Павел живет с семьей в США и возглавляет там Институт современной России. Он послал отцу открытку, которую сделала его дочь.

– В этот день в Нью-Йорке у нас будет свой праздник, – делится планами Павел. – Я пригласил тех, кто поддерживает отца. Мы подготовили красивый постер, на его фоне сфотографируемся и пошлем снимки отцу.

Павел рассказывает: по телефону они с отцом говорят о чем угодно, даже о политике, хотя их разговоры и прослушиваются.

– Его не наказывают за это?

– Да нет. Ведь он говорит то, что пишет в своих статьях, – уверяет Павел. – Раньше тактика была простой: как только подходил срок возможного УДО, его за что-то наказывали и он терял это право. Отец решил прошений об УДО не писать – пустая трата времени. С тех пор опасность неожиданных наказаний отпала. Вообще-то мы все-таки больше говорим о семье. Он хочет знать все о нашей жизни…

Сочувствующие поздравят митингом

Поздравить Ходорковского готовы и те, кто его родственником не является – многие известные люди и простые россияне. На сайте пресс-центра МБХ собирают открытки с поз­дравлениями. А в день рождения МБХ в Москве на Тверском бульваре пройдет митинг солидарности с политзаключенными в честь 50-летия узника совести Михаила Ходорковского. Митинг разрешенный, заявлено 300 человек. Но, судя по решимости интернет-сообщества, придет больше. Ведь Ходорковский давно уже перестал быть просто бывшим олигархом, который попал за решетку. Теперь он – символ. Достоинства и мужества.

Что он будет делать, выйдя на свободу?

Павел Ходорковский:

– Мы уже несколько лет спорим на эту тему, хотя и нечасто поднимаем ее в наших разговорах, предпочитая не загадывать на будущее.

Отец, проведя десять лет в тюрьме, не согласившись ни на какие сделки с властью, не видит себя политическим эмигрантом. Он не раз говорил мне это, и я думаю, что он предпримет все возможное для того, чтобы остаться в России и быть полезным своей стране.

Я же считаю, что это может создать угрозу его безопасности (собственно, я сам не был в России уже около 10 лет именно потому, чтобы не стать дополнительным рычагом давления на отца). А мне бы хотелось, чтобы, по крайней мере при нынешней российской власти, он не ставил себя под угрозу, оставаясь в России.

Почему его не выпускают?

Андрей Илларионов:

– Потому что даже в том случае, если Михаил Ходорковский не будет заниматься политикой, как он неоднократно говорил, не будет заниматься бизнесом и если даже его участие в проектах, связанных с гражданским обществом, будет достаточно ограниченным, невозможно изменить сам факт его существования. Он самим фактом своего существования демонстрирует альтернативу. У Ходорковского все, начиная с его внешнего вида до его действий, взглядов, высказываний, является альтернативой режиму, который навязывается нашей стране.

В основе этих различий – разница в культурно-психологическом типе Михаила Ходорковского и тех, кто попытался закрыть его от общества. Это как разница между отличниками и двоечниками, между достойными людьми и шпаной из подворотни. Выпустить его – это значит показать, что страна может быть другой.

Читайте также:

Андрей Караулов снял фильм, раскрывающий подробности 12 убийств, совершенных Михаилом Ходорковским

Владимир Путин подтвердил, что может помиловать Ходорковского: рассмотрим прошение «без кровожадных настроений»

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика