Варвара-пионерка: Как дочь бедного учителя стала звездой медицины XIX века
Варвара Кашеварова-Руднева – первая в России женщина, получившая диплом и степень доктора медицины
Варвара Кашеварова-Руднева – первая в России женщина, получившая диплом и степень доктора медицины и принятая в Общество русских врачей. Нищенка из еврейской семьи смогла обучиться грамоте и получить высшее медицинское образование, но была отторгнута обществом, не готовым к переменам.
Путь маленькой нищенки
Для российских феминисток и женщин-медиков имя Варвары Кашеваровой-Рудневой должно значить не меньше, чем имена Розы Люксембург и Клары Цеткин. Пионерке Варваре, как она сама себя называла в одноименном рассказе, было сложнее, чем многим другим женщинам ее времени, к своей звезде она пробиралась через тернии.
Варя родилась в 1841 году в Могилевской области в семье бедного еврейского учителя. Ее мать умерла, отец снова женился, и мачеха, как это часто бывает, невзлюбила падчерицу. Варю били, она не выдержала и сбежала в Петербург, бродяжничала и подцепила брюшной тиф. Девочка попала в больницу Царского Села, и это стало поворотной точкой в ее жизни.
Перед Варей, которая жила в атмосфере насилия и голодала, открылся совершенно другой мир. Ее хорошо кормили, она спала в чистой постели, но главное – врачи и медсестры окружили ее вниманием и заботой и поставили на ноги. Они не выкинули девочку на улицу, а нашли ей работу в Петербурге. У Вари появился кров, и она обучилась грамоте.
От купеческой жены и повивальной бабки к студентке
Варвара поработала в нескольких домах, прежде чем в 15 лет получила предложение руки и сердца от купца Николая Кашеварова. Ей нужна была защита и семья, и 15 лет разницы в возрасте не стали преградой. Но Варя поставила условие: муж даст ей учиться, и тот клятвенно обещал. Но после того как Кашеваров заполучил юную жену, он сменил курс: жена должна сидеть дома и рожать детей. У Варвары случился нервный срыв, от мужа она все-таки ушла и стала самостоятельной.
В 1862 году Варвара уехала в Башкирию и устроилась повивальной бабкой в казачьем войске. Местные женщины-мусульманки не подпускали к себе мужчин-врачей, и образовалась «женская» вакансия. Кашеварова поступила в Повивальный институт, где давали основы анатомии, акушерства и гинекологии. Годичные курсы она прошла за четыре месяца, поразив экзаменаторов знаниями, и в качестве награды за успехи вместо стипендии попросила дать возможность учиться дальше.
Большую роль сыграло ходатайство оренбургского губернатора, который проникся ее желанием помогать людям. В качестве исключения Кашеварову в 1863 году зачислили по распоряжению военного министра в Медико-хирургическую академию, и это произвело настоящий фурор в обществе. Запрета на обучение женщин в России не было, но в вузы их просто не принимали. Женщины из богатых семей нашли обходной путь – учились за границей, но у Варвары такой возможности не было, ей пришлось бороться за право обучаться медицине на родине.
Борьба за диплом
Варвара сильно переживала повышенное внимание к своей персоне. Первое время на нее, единственную женщину в академии, глазели мужчины-студенты, ею интересовались революционные кружки. Каждый ее поступок рассматривался пристально, и больше всего она боялась подвести не столько оренбургского губернатора, сколько весь женский пол в целом.
Девушка все силы отдавала учебе. Она могла себе это позволить: ей не нужно было больше зарабатывать на пропитание, стипендии в 28 рублей, которую ей положили как вольнослушательнице-стипендиатке, хватало. За отличную учебу ей дали премию, и на эти деньги она поехала на стажировку в Прагу к известному акушеру.
Во время учебы Варвара познакомилась с Михаилом Рудневым, ассистентом кафедры патологической анатомии. Он так же, как и она, был увлечен медициной. Они начали жить вместе, позже Варя развелась с Кашеваровым и оформила брак с Рудневым. Они пытались скрывать свои отношения, но шила в мешке не утаишь. Впоследствии одни считали, что научные работы за Варвару готовил Руднев, другие, что, наоборот, Руднев использовал жену.
В 1868 году студентка Кашеварова выступила перед Обществом русских врачей с докладом на тему «О хроническом воспалении отпадающей оболочки матки», который медики-мужчины высоко оценили. Но до победы Варваре было еще далеко. Перед выпускными экзаменами в академии ей внезапно отказали в праве экзаменоваться, а значит, получить диплом. Но Варвара не была бы пионеркой, то есть первой, если бы не умела бороться. Кашеварова пожаловалась военному министру Милютину, и тот приказал разрешить девушке сдавать экзамены. Кашеварова сдала их блестяще, на золотую медаль.
Вот как описывает вручение диплома первой российской женщине-врачу американская писательница Софи Джек-Блэк в своей книге «Женщины-медики»: «Когда ученый секретарь академии произнес ее имя, гром рукоплесканий студентов-мужчин заполнил зал, и шум продолжался несколько минут; затем, когда церемония закончилась, товарищи Кашеваровой, посадив ее в кресло, с триумфом и восторженными криками пронесли по всем залам».
Забвение после признания
Также с триумфом она защитила диссертацию на степень доктора – публика в зале ликовала и аплодировала. Но минуты славы сменились годами трудностей и общественного порицания. Женщину-врача брать на работу не хотели даже бесплатно. Кашеварова с мужем были вынуждены работать за границей. По состоянию здоровья Руднева семье пришлось вернуться в Россию.
На Кашеварову-Рудневу печатали пасквили и карикатуры в газетах. Она со своим характером не стерпела и даже судилась с одним изданием. После смерти мужа, когда она осталась одна, без поддержки, травля только обострилась. Варвара Александровна была вынуждена переехать сначала в Воронежскую губернию, а потом в Старую Руссу. Работала сельским врачом, еле сводила концы с концами, но продолжала научную работу, готовила к переизданию свою книгу «Гигиена женского организма во всех фазисах жизни». Этот ее труд вошел во многие книги по акушерству.
Умерла первая женщина-врач, когда ей было всего 58 лет, от сердечного заболевания. Похоронена в Старой Руссе, на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. Ее могила, в отличие от ее медицинских трудов, не сохранилась. Детей у женщины, посвятившей себя акушерству и гинекологии, не было.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №03-2021 под заголовком «Варвара – пионерка медицины».