"А кто не пьет?!" Как устроены вытрезвители XXI века: фото, видео

Корреспондент "Собеседника" узнал, чем современные "трезвяки" отличаются от советских

Фото: Фото в статье: Родион Нестеров

Корреспондент «Собеседника» узнал, чем современные «трезвяки» отличаются от советских.

29 декабря 2020 года, Владимир Путин подписал закон о вытрезвителях, которые планируют возродить по всей России. Чуть раньше несколько пунктов помощи пьяным открылось в регионах, не дожидаясь отмашки сверху. В один из таких мы и отправились обсудить новый закон Госдумы. Самое подходящее место.

Растворитель или водка – дело вкуса

Выбор пал на Нижний Новгород, который часто попадает в рейтинги самых пьющих городов России. В отличие от гостиниц, в местном вытрезвителе можно «отдохнуть» абсолютно бесплатно. Входной билет выдают после 300 граммов водки. Или двух бутылок вина. Или пяти бутылок пива. Этого достаточно для средней стадии алкогольного опьянения (0,16 промилле).

Самые частые посетители предпочитают так называемые капельницы – микроскопические бары в подъездах жилых домов, где стопку наливают всего за 15 рублей. Судя по слабому запаху спирта из пластикового стаканчика, и напиток, и покупателя здесь разводят. Поэтому настоящие гурманы закупаются не в продуктовых, а в хозяйственных. Популярен лосьон «Веснушка», универсальный растворитель и настойка на перце для наружного применения. В кабинете начальника местного вытрезвителя – подполковника запаса Михаила Булулукова – собран целый мини-бар из таких флаконов, которые оставляют клиенты.

Клиенты часто покупают спиртное не в продуктовых, а в хозяйственных

Еще в кабинете есть портрет президента, огромное количество дипломов, фотографии из родного разведбатальона и флаг ВДВ. Опыт десантника полезен для работы с теми, кто рвется в бой с персоналом или приземляется на асфальт с высоты собственного роста. Гуляя по Нижнему, одного «диверсанта» мы нашли даже в отделении банка ВТБ. Он улегся на ночь между банкоматами.

– Привозят клиентов только полицейские. Люди в состоянии алкогольного опьянения бывают агрессивны, а применять силу, использовать наручники, баллончики с газом или дубинки медперсонал, конечно, не имеет права, – рассказывает Михаил Булулуков.

С женщинами труднее

В день нашего дежурства первый полицейский экипаж тормозит у входа в вытрезвитель ближе к обеду. Привезли двоих – таксиста, который решил отметить первый выходной за неделю, и его друга.

Первым делом их отправляют к фельдшеру для медосмотра. Если клиенту плохо, его доставляют в больницу уже на скорой.

Таксист и его друг недовольны, что им испортили праздник, но с фельдшером Александрой ведут себя как шелковые. Она знает подход.

– Иди сюда, мой хороший, не волнуйся, – говорит Александра, подавая алкотестер.

– Тут всякое бывает, – рассказывает фельдшер. – И матом ругаются, и дерутся с полицией, но со мной они спокойные. Даже замуж зовут. Порываются руки целовать. Пьяные – что с них взять.

По ее словам, с женщинами работать труднее.

– Очень обидчивы. Отказываются дышать в трубку, не хотят, чтобы их признавали пьяными, и поэтому реже остаются.

Доставкой занимается полиция

В кармане оказался миллион наличными

Однажды в вытрезвитель привезли дальнобойщика с выручкой за дальний рейс. При сдаче вещей под опись оказалось, что у него по карманам рассован миллион рублей наличными.

В другой раз сюда попала девушка, на которой из одежды были только туфли. По словам дамы, ее выбросили из машины.

– Привозили даже педагога из университета. Он чуть не замерз на улице, – рассказывает начальник вытрезвителя. – Порядочный человек, в хорошей дорогой одежде. Что-то отмечал, и, видимо, некачественный алкоголь попался. Заснул на остановке. Таких залетных, я считаю, неправильно класть в общую палату. На всякий случай у нас есть комната повышенной комфортности – с телевизором, цветами на полке и подборкой литературы.

Не хлебное место

Нижегородский пункт для помощи пьяным изо всех сил борется с советскими стереотипами о вытрезвителях. От СССР здесь только плакаты на стенах: «Пьянству – бой!» и так далее.

Койки мягкие. Каждому выдают простыню и бахилы. На стене каждой палаты – мощный электронный агрегат. Это освежитель воздуха – без него выносить некоторых соседей по палате было бы невозможно.

Искоренить советские привычки удалось не сразу.

– После открытия мы сперва нанимали сотрудников из бывших работников вытрезвителей, – рассказывает Михаил Булулуков. – Они подумали, что здесь тоже будет хлебное место. Один охранник предложил фельдшеру ограбить клиента. Я узнал об этом, уволил всех бывших, набрал людей со стороны.

Койки

Падают с кроватей, получают травмы

Как будут выглядеть новые российские вытрезвители, пока неизвестно – нормативная база еще прорабатывается. Но начальник новгородского пункта все-таки не советует превращать их в комфортные гостиницы.

– У нас, например, на окнах нет решеток. Нет закрывающихся дверей. А ведь пьяный может совершить любой поступок. Может разбить окно, пораниться. Многие начинают хулиганить, ходить за женщинами из персонала, приставать. Видите, на дверях нет внутренних ручек. Их выломали клиенты. Считаю, что движение необходимо ограничивать. Даже с кроватями есть проблема – люди начинают на них крутиться, падают и умудряются получать травмы. Лучше было бы использовать матрасы, лежащие на полу,  как в других странах, – предлагает Михаил.

Теперь будут забирать и наркоманов

Годовые расходы на содержание одного такого пункта – порядка 10 миллионов в год. Но даже такие расходы не собираются взваливать на себя ни МВД, ни Минздрав. Новый закон предлагает вытрезвителям зарабатывать самостоятельно.

– А это значит, деньги надо брать с кого? С наших клиентов. А они не очень готовы расставаться со своими денежками. Пойди их потом найди, чтобы получить, – рассказывает Николай Банков, директор муниципального центра «Надежда», на базе которого находится вытрезвитель.

– Мое мнение – социальная услуга должна субсидироваться за счет государства.

Есть и еще одно отличие «трезвяков», которые собирается внедрить Государственная дума. Туда будут принимать не только тех, кто пьет, но и тех, кто колется, нюхает и затягивается.

– Наркотическое опьянение – это уже другая работа, и она потребует другого штата, другой структуры, других затрат. Смогут ли их правильно оценить? – говорит Николай Банков.

Молодых в современные вытрезвители привозят редко. Правда, когда сюда начнут принимать людей под спайсом и «солями», возрастные показатели резко изменятся. Сможет ли новая система позаботиться о каждом, не превращаясь в показуху? Судя по опыту «Надежды», остается только надеяться.

Кстати

Кто попадает в вытрезвители

Пол:

  • Мужчины: 94,3%
  • Женщины: 5,7%

Новички и завсегдатаи:

  • Одно попадание: 37,22%
  • Два попадания: 18,64%
  • Более двух: 44,16%

Возраст:

  • До 30 лет: 12,2%
  • 30–40 лет: 37,9%
  • 40–50 лет: 31,7%
  • 50–60 лет: 14,2%
  • После 60: 4%

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2021 под заголовком «В вытрезвителе – как дома».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика