Квартира, козырные номера и крышевание ларьков: что стало с наследством сестер Хачатурян?
Затянувшееся на годы разбирательство по делу сестер Хачатурян идет на фоне суеты вокруг жилплощади убитого ими отца
Пьеса Чехова «Три сестры» насчитывает где-то 300 страниц. Дело трех сестер Хачатурян – 28 томов. Спустя почти три года со дня страшного убийства на севере Москвы до точки в деле все так же далеко. Судебный процесс еще не стартовал, хотя девочки уже давно достигли совершеннолетия и пытаются устроиться в жизни. Остальной родне Михаила Хачатуряна искать место под солнцем удается намного лучше.
Другие три сестры
Сестры Хачатурян – это не только дочки, убившие своего деспотичного отца. Самые частые гости в судах – это сестры самого Михаила Хачатуряна (Марина, Наира и Нелли). Родственники, которых суд признал потерпевшими по делу, хотят, чтобы девочки понесли полное наказание за убийство. Защита тех в свою очередь настаивает на том, что это была необходимая самооборона. В начале этого года старшим из сестер Хачатурян удалось вернуть преимущество.
В феврале суд согласился завести дело уже на самого убитого Михаила Хачатуряна, которого дочери обвиняют в сексуальном и бытовом насилии. Как ни странно, тети хотели этого даже больше, чем племянницы. По их мнению, только так можно найти (а вернее – не найти и признать это) реальные факты изнасилования.
– Суд встал на нашу сторону, признав незаконными действия следователя по вынесению постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью, – говорит Алексей Папенов, адвокат, представляющий сторону сестер Михаила. – Это имеет существенное значение, потому что органы обвинения указали, что это ужасное убийство было совершено на почве насилия, в том числе и сексуального. Однако от расследования, надлежащего установления данных фактов следствие просто устранилось.
Как считает адвокат младшей из сестер-убийц, Марии, Ярослав Пакулин, по факту это ничего не изменит, а только увеличит срок рассмотрения.
Квартира, машина, бизнес
В одном из многочисленных ток-шоу мать девочек и бывшая жена Михаила – Аурелия Дундук – заявила, что дочери, наследницы первой очереди, не собираются претендовать на квартиру и другое имущество: «Им от отца ничего не нужно». Однако, как выяснила сторона потерпевших, позже Аурелия подавала ходатайство на наследство. Это стало поводом для другого иска. Его отправила в Солнцевский суд бабушка девочек – Людмила Хачатурян.
Суета вокруг квартиры – теневой сюжет всего судебного разбирательства.
Еще в 2018 году бабушка с помощью исковых заявлений последовательно выселила из квартиры брата девочек Сергея, старшую сестру Крестину и их мать Аурелию, которые были там прописаны.
Сама же жилплощадь, в которой и было совершено убийство, в апреле 2019 года отошла Марине Хачатурян – сестре убитого. Любопытно, что именно с ее подачи в семье и произошел скандал, который привел к кровавой бойне. Марина, зайдя в квартиру, обнаружила в ней постороннего парня, которого привел Сергей. Информация об этом была немедленно передана отцу, который пришел в ярость и пообещал жестко наказать детей. Эта самая ссора и закончилась убийством.
Сам Сергей, который, как считают старшие родственники, не является родным сыном Михаила, был выписан из квартиры уже через месяц после убийства.
Другая квартира, в районе Солнцево, которую Михаил Хачатурян получил на правах беженца, не приватизирована.
Сразу же семьей была продана и машина убитого. Старенький «Лексус» знали во дворе все – он часто парковался поперек дороги. Машина была оформлена еще на одну родственницу – Нонну Хачатурян, страдающую эпилепсией (из-за этого авто можно было парковать на местах для инвалидов). Сейчас «Лексус» наматывает круги где-то на просторах Алтайского края. Гораздо более ценным наследством стали блатные номера Михаила с пятью семерками. На черном рынке такие стоят 1–2 миллиона рублей. После машин Хачатуряна регистрационные знаки нашли себе достойное пристанище в виде Rolls-Royce Cullinan 2019 года выпуска. Люксовое авто за это время прошло через несколько коммерческих компаний. В какой-то момент оно даже оказалось в гараже фирмы «Транс-Вей», ФИО гендиректора которой совпадает с ФИО полковника КГБ Александра Водолазского.
Еще об одной – вероятной – части наследства Михаила Хачатуряна сказал сын Сергей во время одного из допросов. По сведениям «МК», парень, рассказывая о доходах отца, упомянул, что тот занимался крышеванием торговых точек, а после его смерти «корона» была передана мужу одной из старших сестер – Геннадию Мусаеляну. Что это за «корона», Сергей объяснить не смог. Зять убитого – Мусаелян – тоже проходит по делу в качестве потерпевшего. Так же, как и Михаил, он не светит свои данные. На него не зарегистрирован бизнес, а его жена – Нелли Хачатурян – сохраняет девичью фамилию. Чем конкретно он занимается, неизвестно.
В неволе на воле
Все эти годы девочки, отпущенные с мерой пресечения «запрет на определенные действия», ведут предельно закрытый образ жизни. Младшая, Мария, которая была признана невменяемой в момент преступления, живет с матерью и проходит по отдельному процессу. Две старшие сестры живут у родственников в Подмосковье.
Среднюю дочь – Ангелину Хачатурян – можно назвать основным действующим лицом. Вызывая бригаду скорой помощи через несколько минут после убийства, именно она призналась спасателям, что нанесла роковой ножевой удар. В свидетельствах о сексуальных приставаниях отца больше всего жалоб опять же от Ангелины. Еще один пикантный факт: из трех сестер она меньше всего похожа на Михаила Хачатуряна.
Сейчас девушка живет под присмотром родственницы Ольги Григорьевой в деревне Литвиново Щелковского района Подмосковья. Ангелина не бросила учебу и даже закончила среднее образование в школе соседнего Трубино. Судя по видео с последнего звонка, которое нам удалось найти на странице сети «ВКонтакте» у директора школы Марины Канищевой, девочка нашла себе место в коллективе. На празднике она участвовала во всех танцевальных номерах и пела песню «В эту жизнь нам вы открыли дверь. Стали мы умней».
Девушка, которой недавно исполнилось 20 лет, пробовала работать кассиром в местной «Пятерочке», но карьерный путь быстро закончился. Несколько раз она попала на камеру, после чего среднюю из сестер Хачатурян начали узнавать клиенты.
Все судебные процессы сестер Хачатурян
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2021 под заголовком «Что стало с наследством сестер Хачатурян?».