Марина Литвинович: Права людей в Сахарово нарушались кардинальным образом
Член ОНК Москвы Марина Литвинович – о том, что происходит сейчас в печально известном спецприемнике в Сахарово
Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в деревне Сахарово в 70 км от Москвы теперь с грустной иронией называют «новым Сахаровским центром». После протестов 31 января и 2 февраля в его стенах оказались в качестве задержанных 812 россиян.
О том, что там происходит в настоящее время, беседуем с членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Мариной Литвинович.
– Насколько известно, в Сахарово сейчас уже не такой ад, как в первые дни.
– Сейчас там осталось 100 с небольшим человек. Собственно, основные бытовые проблемы там решены. Остаются какие-то сложности с тем, что люди долго не могут достучаться до сотрудников, вынуждены стучать в двери камер, чтобы привлечь к себе внимание и высказать просьбы. И на них долго не реагируют. Еще в некоторых камерах очень жарко.
– Чем Сахарово по условиям содержания отличается от прочих подобных мест?
– В первые дни права людей нарушались кардинальным образом: все, что людям положено по закону, они почти не получали. Не было питьевой воды вообще; еды, которую привозили, на всех не хватало. Не давали возможности звонить – у каждого есть право на звонок по 15 минут в день. Не успевали даже выводить на прогулку, не выводили в душ. Но если говорить вообще об условиях, в Сахарово они не самые худшие. А лучший спецприемник в Москве – это Мневники, спецприемник №2. Там благодаря, в частности, и усилиям нашей ОНК есть даже двери в туалетах. И постельное белье не одноразовое, а нормальное.
– Можно ли утверждать, что Сахарово теперь всегда будет принимать арестантов?
– Сотрудники говорят, что будут смотреть по обстановке. Если останется 10 человек, то держать там ради них 2-й спецполк и сотрудников не имеет смысла. Их просто перевезут в московские спецприемники. Но пока нет никакого решения, тем более никто не знает, будут ли еще аресты. Это вещь непредсказуемая.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №06-2021 под заголовком «Сидеть в Сахарово – не сахар!».