Индустрия экзорцизма: как в России изгоняют бесов и при чем тут Ленин и Навальный?
Обряд изгнания бесов становится в России целой индустрией. Наш корреспондент сам убедился, насколько популярна эта услуга РПЦ
Обряд изгнания бесов становится в России целой индустрией. Наш корреспондент сам убедился, насколько популярна эта услуга РПЦ.
Многих шокировало видео, снятое в Волгоградской области, где молодые родители изгоняли нечистую силу из своего 10-летнего сына. Руководство РПЦ «самовольное изгнание бесов» тогда осудило. Чтобы посмотреть, как сегодня борются со злыми духами по всем правилам, мы отправились в «столицу экзорцизма» – на территорию Орловской митрополии. Здесь изгнание бесов из граждан поставлено на поток.
Хроника
Случаи экзорцизма, которые плохо закончились
- В 2020 году появилось видео, на котором трое жителей Подмосковья удерживают девочку за руки и за ноги на полу и, игнорируя ее крики, окуривают дымом неизвестного вещества. Следственный комитет начал проверку.
- В 2020 году духовник Среднеуральского монастыря схиигумен Сергий Романов хватал прихожанку за волосы и оскорблял во время отчитки. Сейчас священник предан анафеме.
- В 2019 году в Екатеринбурге нашли тело 9-летнего ребенка. СМИ со ссылкой на источники в силовых органах сообщили, что мальчика с кляпом во рту избивал плетками собственный отец, чтобы «изгнать из него бесов».
- В 2015 году в Приднестровье настоятель церкви в селе Хрустовая ездил верхом на «одержимом бесами» прихожанине.
- В 2010 году в Приморье четырехлетний мальчик не пережил обряд, устроенный «народными целителями». Знахари уверили родителей, что на их сыне порча.
«Официальный экзорцист»
Добраться до маленькой церкви в селе Шахово непросто. 40 минут на автобусе из областного центра, а потом еще 2 километра пешком вдоль поля. По пути, несмотря на раннее утро, обгоняют машины – местная Троицкая церковь известна далеко за пределами региона. В интернет-отзывах люди называют местного священника Игоря Суханова спасителем своей жизни. А сам себя он зовет «официальным экзорцистом Орловской епархии» (на то есть специальная бумага от митрополита).
По бурной стройке на территории церкви заметно, что приход не бедствует – паломников привозят автобусами из Курска, Белгорода, Тулы, Брянска (тур из Москвы – от 1500 рублей). Но то, чем необычен храм, понимаешь, только когда оказываешься за тяжелыми железными дверями.
После начала службы у мужчины, стоящего рядом со мной, начинают трястись руки. Сзади подходит к иконам женщина. Целуя образа, она издает странные хрипы. Я забываю о первых двух, когда в притворе храма поднимается вой – моложавая женщина кричит до хрипоты:
– Мама-а-а! Зачем он пришел?
Никто, кроме меня, от этого не вздрагивает – привыкли.
Мужчина с трясущимися руками начинает вести себя странно. Он опускается ниц и становится на четвереньки напротив иконостаса. Когда батюшка проходит с кадилом, две прихожанки с криками падают на пол и дергаются так, словно дым вжимает их в пол.
Это самое начало. После причастия, к которому подошли всего три человека, начинается молебен о недужных, или попросту отчитка. Стоимость участия в обряде – 150 рублей. Нужно записаться, тогда твое имя будет названо во время общей молитвы.
– Кто с вами приехал? Вы что, один? – удивляется бабушка за свечным столиком.
Обычно сюда приезжают семьями. Девочку лет 7 в розовом комбинезоне родители привели не впервые. В отличие от меня, она не вздрагивает, когда прихожане начинают рычать и лаять.
Священник обходит публику много раз – окуривает кадилом, касается Евангелием, крестом и мешочком с мощами. Публика каждый раз кричит и корчится, наполняя храм воем, который слышно даже снаружи.
– Зинка – дура, он с ней живет! – кричит прихожанка, катаясь по полу после миропомазания.
– Пустите меня, я ему бороденку вырву, – пытается дотянуться до отца Игоря другая.
Три рослых помощника помогают сдерживать особо буйных. Если кто-то падает, богатыри не вмешиваются, спокойно смотрят, как женщины вытирают платьем пол. Некоторые «бесноватые» стаскивают с себя ботинки и носки и продолжают ползать босиком. Завсегдатаи наблюдают и тихонько переговариваются:
– Сейчас-то Машка поспокойнее стала. Три года назад, когда в первый раз пришла, полностью раздевалась.
Отец Игорь Суханов чувствует себя среди этой публики, как дома:
– Ух ты, какая гуттаперчевая, – говорит он молодой девушке, которая изгибается, когда он подходит к ней с крестом.
Изгнание Навального
Разговоров между прихожанами о Боге и религии я здесь не услышал. Обсуждают только поведение бесов и ощущения от их выхода из души.
– Не знаю, что делать, только из храма выйду – он обратно садится, – деловито рассуждает молодая девушка.
Проповедь отца Игоря тоже звучит необычно. Поговорив о том, как надо бороться со слугами дьявола, он заканчивает так:
– Сейчас все говорят о Навальном. Он все стращает. Не знаю, кто ему верит. Церковь, конечно, вне политики, но я считаю, что, если бы он стал президентом, мы бы стали еще одним штатом Америки. И у нас были бы не мама и папа, а родитель номер 1 и родитель номер 2.
В дни отчитки отец Игорь на ногах с 8 утра до 16. На восьмом часу замечаешь, что беснующиеся все-таки держат себя в определенных рамках. Несмотря на адские муки, никто не дерется, не разрушает интерьеры, не кричит матерные слова. Бесы, которые выселяются здесь и снова вселяются на улице целыми стаями, чтут Уголовный кодекс. Многие из прихожан держат специальные полиэтиленовые мешки – в них они сплевывают «пену» (так аккуратнее).
– Это на самом деле не так страшно, – улыбается после службы женщина, которая выла и пряталась от святой воды под лавку. Она выглядит удовлетворенной, посвежевшей и, кажется, даже счастливой. Через неделю она придет сюда снова.
«Напишите в столбик, с кем блудили»
Долгое время самым известным экзорцистом России считался архимандрит Герман из лавры в Сергиевом Посаде. После его смерти в 2020 году это звание наследует иеромонах Владимир (Гусев) из городка Ливны. У него есть персональный сайт и клипы на ютубе. В 2016 году в составе метал-группы «Экзорцист» монах записал песню о том, что Ленина необходимо унести от стен Кремля (после его ухода вокалистом стал Никита Джигурда). Отчитки Владимир проводит сразу в нескольких храмах Орловской и Московской областей. Паломников свозят автобусами из нескольких регионов. Уже за неделю все места раскуплены. «Самый продуктивный» четырехдневный тур к экзорцисту обойдется в 10 тысяч рублей. В сумму входит не только отчитка, но и индивидуальная беседа с батюшкой, а также проживание в специальной гостинице. Даже если приехать самостоятельно в официальную резиденцию – затерянный поселок Михайловское, – надо будет отдать 1900 рублей.
– Предоплата – переводом на карту Сбербанка, – предупреждает кроткая помощница Владимира, матушка Евгения Цивцивадзе. – И ни в коем случае не надо писать комментарий к переводу.
Онлайн-сервис Сбербанка определяет ФИО получателя денег. Это однофамилица матушки, на имя которой зарегистрирована паломническая служба «Любовь православия». Чаще всего она возит страждущих к Владимиру Гусеву. Бывают и другие направления – в прошлом году «Любовь православия» посещала обитель опального схиигумена Сергия Романова.
Перед тем как встретиться с экзорцистом, матушка дает наставления голосовым сообщением в ватсапе:
– Напишите три листка. На первом указываете «блуд». Здесь вы перечисляете всех людей, с которыми у вас были половые связи: Марина, Елена, Александр, Ахмед, Махмуд... Обязательно указываете, если у вас были однополые связи. Пишите, если у вас рукоблудие и тяга к просмотру порнографии...
На втором листке надо написать, ходил ли человек к колдунам и магам. На третьем – о своих обидах.
Очевидцы говорят, что личная беседа с батюшкой продолжается около 20 минут. Этого времени хватает только на то, чтобы обнаружить беса. Для того чтобы «работать с недугом», нужно приезжать регулярно.
Кремлевский старец
От Шахово до Михайловского – около 150 километров. Соседство двух центров экзорцизма не совпадение. Оба священника называют себя духовными чадами местного схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Патриарха Кирилла. За близкие отношения с федеральными чиновниками Илия называют «кремлевским старцем». На поклон к нему приезжают губернаторы и федеральные чиновники. По словам Дмитрия Пескова, с Илием несколько раз встречался и Владимир Путин. Тот в свою очередь призывал паству поддержать президента на выборах-2018. Отношения власти и церкви – главная тема в проповедях схиархимандрита. В своей родной Орловской области он освящал памятник Ивану Грозному в 2016 году. Впрочем, установку памятника Борису Ельцину он поддержал тоже. По словам Владимира Гусева (у которого, судя по документам, есть сын, названный в честь Илия), схиархимандрит и сам практиковал отчитки в 90-х годах, но оставил практику из-за проблем со здоровьем.
Вонь и грязные матрасы
Отчитка была одним из фирменных мероприятий опального схиигумена Сергия Романова, который сейчас ожидает суда по делу об экстремизме в «Матросской Тишине».
Еще один «старец», на которого косо смотрит даже сама церковь – схиархимандрит Иоанникий из Чихачево (Ивановская область).
В прошлом году корреспондент «Собеседника» Ольга Кузнецова ездила к нему на отчитку и осталась под сильным впечатлением: паломников заставляют спать на грязных вонючих матрасах возле свинофермы и есть из грязной посуды. При этом прихожан постоянно оскорбляют и призывают к смирению. Себестоимость такого приема должна оцениваться в копейки, но с каждого паломника за путевку к «старцу» берут не менее 2000 рублей.
В октябре прошлого года руководство РПЦ инициировало церковный суд над Иоанникием.
– Он очень близок к Сергию Романову по идеологии, – рассказывает профессор богословия, специалист по сектам Александр Дворкин. – Думаю, его также ждет лишение сана.
Сектовед не приветствует практику массовых отчиток в целом. По его словам, даже Патриарх Алексий II на одном епархиальном собрании говорил, что в первую очередь следует «отчитывать отчитывающих». Это совершенно нетрадиционное явление, которое вырождается в какие-то истеричные, мрачные шоу. Как православный человек, я понимаю, что бесовская одержимость, несомненно, бывает. Но если обратиться к житиям святых, видно: это всегда было исключительно индивидуально. Отчитки приносят популярность и повышают доходы священников, проводящих их. К ним начинают ездить люди. В некоторых епархиях священноначалие поддерживает такие мероприятия или просто не препятствует им.
«Во мне сидит бес 40 лет»
60-летняя петербурженка Елена – завсегдатай форумов и сообществ об экзорцизме. В интернете она охотно рассказывает неофитам о своей проблеме. По словам Елены, нечистый вселился, когда ей был 21 год, после того как коллега, провожавший домой, поцеловал ее у подъезда. Следующие несколько дней, по ее словам, были худшими в ее жизни – она не могла есть и почувствовала чудовищное напряжение, которое ощущает до сих пор. Женщина утверждает, что внутри нее сидит инкуб (существо, которое является женщинам в образе идеального мужчины и питается их жизненной силой). Все эти годы она искала избавления – ездила к экзорцисту Василию Борину, к отцу Пантелеймону в Псков, к архимандриту Герману в Сергиев Посад. Визиты давали временное облегчение, но так и не выгнали беса окончательно.
Это очень похоже на поведение паломников в деревне Шахово, куда многие приезжают каждую неделю – чем чаще, тем отчетливее чувствуя свою проблему. Больше всего дергаются и рычат здесь именно те, кто «отчитывается» годами.
– Если не кричали и никакой реакции не было, это еще не значит, что человек здоров, – считает местная прихожанка Ирина. – В первый раз бес может не проявиться. На отчитке надо раза три побывать, тогда поймете, а напоследок можете еще поговорить об этом с батюшкой.
В общем, было бы кому изгнать, а бес в паломнике всегда найдется.
Диагноз
Вячеслав Тарасов, врач-психиатр, специалист по проблемам массового сознания, ответил на вопросы «Собеседника». «Чаще всего это истерия»
– Люди, которые кричат и плачут во время отчиток, здоровы?
– Они не обязательно больны. Кто-то – да. Но есть много людей с повышенной внушаемостью и высоким уровнем эмоциональности. Именно эти вещи чаще всего приводят к такому поведению на подобных мероприятиях.
– Почему женщин среди них всегда больше?
– Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» – истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с Богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. К тому же к женским слезам и истерикам общество относится с пониманием. Мужчина, который плачет и ревет, не вызывает у общества симпатий.
– Почему после «изгнания бесов» человек чувствует себя лучше?
– Мы все несем большой груз эмоциональных переживаний. Бывают разные способы справиться с ним – спорт, секс, алкоголь, наркотики, танцы и так далее. Кто-то это использует и снимает напряжение, для кого-то это неприемлемо, и ему больше ничего не остается. На подобных мероприятиях происходит сброс этого эмоционального напряжения. Поэтому после отчиток человек чувствует себя легче и даже ощущает глубокое удовлетворение. И естественно, появляется желание посетить еще раз. Зависимость – это сильное слово. Скажем, потребность.
– Могут ли массовые отчитки расшатать психику?
– Насколько это полезно или не полезно, надо решать индивидуально. Для кого-то это является выходом, а для кого-то это может быть опасным. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего мы тоже начнем их видеть.
Но могу сказать, что за мою 30-летнюю практику я не видел, чтобы отчитки закончились каким-то несчастным случаем.
– Священники-экзорцисты говорят, что психиатрия не все может объяснить.
– Мы не все можем объяснить. И священники не все могут объяснить. Но наша задача – не объяснять, а лечить душевнобольных людей. С этой задачей мы справляемся. А объяснения рано или поздно найдутся.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2021 под заголовком «Демон, выйди вон!».