Россия проснулась от путинского гипноза. Как страна протестовала 23 января

23 января на акцию «Свободу Навальному» более чем в 100 городах вышли свыше 250 тысяч человек. Силовики били протестующих

Фото: Фото в статье: Андрей Струнин / «Собеседник», соцсети

23 января на акцию «Свободу Навальному» более чем в 100 городах вышли свыше 250 тысяч человек. Силовики жестко, а иногда и жестоко били протестующих. Задержаны более 3 тысяч человек

И я там был

«Я не имею права бояться»

Среди протестующих были и известные личности.

Евгений Ройзман, экс-мэр Екатеринбурга, вышел на улицы родного города, так объяснив свой поступок: «Я не имею права бояться. Никто и никогда не смеет запретить собираться мирно и без оружия». Среди участников акции были журналисты Илья Варламов и Юрий Дудь, актер Антон Лапенко, стендап-комик Данила Поперечный, телеведущая Татьяна Лазарева, рэпер Оксимирон, певец Noize MC и участник «Касты» Влади.

Подготовка

К неспокойной субботе власти готовились. Пушкинскую площадь в Москве перегородили заграждениями за сутки до акции. В штабах Навального шли задержания и аресты. Любовь Соболь за призывы участвовать в протесте оштрафовали на 250 тысяч рублей, впрочем, с ее восьмизначным отрицательным балансом на счету она этого скорее всего и не заметила. Не говоря уже о штрафе в 20 тысяч рублей по итогам акции.

Для школьников и студентов на субботу придумали какие-то занятия, детей и их родителей повально пугали нехорошими последствиями за участие в акции протеста.

Уже в полдень субботы, то есть за два часа до начала акции, столичная полиция начала хаотичные задержания случайных людей на Пушкинской площади и в окрестностях. Полицейские группами человек по 10–12 выстраивались в «уточку» и шли в толпу за добычей. Хватали всех – принцип выбора жертвы по-прежнему был неясен. Народ скандировал: «Свободу Навальному!», «Отпускай!» и традиционное «Россия без Путина», причем порой получалось громче полицейского матюгальника. Несмотря на старания полиции, людей меньше не становилось. Очень скоро они заполнили не только Пушкинскую площадь, но и площадь перед «Известиями», и Новопушкинский сквер, и Тверскую по обе стороны. Такого количества народа, что бы там ни говорил господин Песков, на акциях протеста я не припомню. Даже на акции «Он вам не Димон» было, пожалуй, меньше участников. А количество задержанных в Москве даже немного превысило рекорд от 27 июля 2019 года.

Фотофакт

Одним – дворцы, другим – дубинки

Выйти на улицы людей побудил фильм, подготовленный ФБК (признан иностранным агентом в РФ) Алексея Навального, – «Дворец для Путина». Меньше чем за час, он получил первый миллион просмотров. За 5 первых дней поставил рекорд – более 80 млн. Роскошные интерьеры дворца площадью 17,5 тысяч квадратных метров, на берегу Черного моря, под Геленджиком, авторы оценили в 100 млрд рублей. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицает связь объекта с Путиным. Мы сопоставили кадры из фильма с реакцией, которая последовала за его выходом. Сравните и вы.

Среди задержанных оказалась и супруга Алексея Навального Юлия. Со слов очевидцев, ее схватили на Большой Дмитровке сразу на выходе из метро «Театральная» и отвели в автозак. Сопровождавшего ее главу юридической службы ФБК (признан в РФ иностранным агентом) Вячеслава Гимади, когда он пытался пройти к ней в качестве адвоката, грубо оттолкнули в сторону. К тому времени Пушкинская площадь уже перестала вмещать всех протестующих. Часть двинулась по Тверской на Манежную площадь; часть, поскольку Манежку оперативно перекрыли, пошла переулками к Большому театру; часть направилась к зданию ФСБ на Лубянке. К вечеру протестующие добрались до следственного изолятора «Матросская Тишина». Надо ли говорить, что все хождения сопровождались весьма жесткими задержаниями и избиениями?

Хроника

23 января в лицах

«Собеседник» собрал самые вопиющие происшествия в день массовых протестов

  • Удар под дых

Наиболее пострадавшей в день протестов оказалась случайная жертва – 54-летняя Маргарита Юдина, которая просто шла по своим делам и обратилась к полицейскому, увидев, как крутят одного из протестующих. В ответ женщина получила удар ногой в живот (по версии свидетелей) или выпад резиновой дубинкой (как утверждают в полиции). В результате Маргарита упала, сильно ударившись затылком об асфальт. Женщину увезли на скорой, она два дня провела в больнице в тяжелом состоянии.

Начальник управления организации охраны общественного порядка Санкт-Петербурга полковник Сергей Музыка связался с потерпевшей, принес ей извинения и пообещал «любую адекватную помощь». К исходу вторых суток нашли и ее обидчика в погонах – он пришел в палату с цветами и объяснил, что сам в шоке: в этот день его облили газом, а из-за запотевания забрала он вообще плохо ориентировался.

«Ладно, с Богом!» – ответила пострадавшая женщина.

Будут ли его привлекать к ответственности, неясно.

  • «Забери меня!»

Одним из самых известных сюжетов 23 января стало задержание в Санкт-Петербурге молодого человека, который просто наблюдал за происходящим со своей девушкой. В момент ареста она рыдала, а толпа пыталась заступиться за ее парня.

«Тебе «палку зарубить» (для отчета. – Ред.)? Забери тогда меня, а их отпусти», – вызвался один из заступников. В итоге никого не задержали.

«С девушкой приехали в Санкт-Петербург не ради отдыха, решили сюда переехать и на выходных смотрели квартиры, – рассказал позже сам молодой человек телеграм-каналу «Подъем». – В акции мы участвовать не собирались, были как обычные очевидцы. Забрать пытались только меня, без девушки. Она долго не могла оправиться от шока. К сожалению, мужчину, который заступился, не знаю, но очень хочется сказать ему лично спасибо. Пытаемся его сейчас найти».

Судный день

Следующий день – воскресенье – можно было бы назвать судным днем. Приговоры задержанным на акциях посыпались как из рога изобилия, несмотря на выходной. Отметим, что такого не было даже в ходе московских протестов в 2019 году.

Небольшая сводка от «Апологии протеста»: в Петербурге координатор штаба Навального Ирина Фатьянова арестована на 6 суток. Мундеп Денис Луговский получил 7 суток. Активисты Таисия Черкасова и Мирдамат Идрисли – 10 суток. Алия Ильясова – штраф 10 тысяч. В Казани задержанных вообще судили и штрафовали прямо в отделах полиции по видео-конференц-связи. В Барнауле тоже массовые штрафы в 10–15 тысяч, но хотя бы в судах. В Якутске, где люди вышли на акцию, несмотря на 50-градусный мороз, экс-депутат парламента Якутии Сулустаана Мыраан получила штраф в 90 тысяч рублей за повторное нарушение порядка проведения митинга. Женщина к тому же провела ночь в камере. Участница Рussy Riot Мария Алехина получила штраф в 30 тысяч.

На этом мгновенном «правосудии» можно заканчивать. Нам, по всей видимости, продемонстрировали, как будут поступать с теми, кто посмеет протестовать против недопуска кандидатов на выборы в сентябре.

Да, положение Алексея Навального не изменилось. Пока.

Протест пошел

Политолог Кынев: Депрессия и агрессия нашли выход

В акции приняли участие больше 100 городов – такого широкого охвата не было со времен протестов против пенсионной реформы. Причем в некоторых городах митинги были даже более масштабными, чем в Москве. Во Владивостоке, Иркутске, Краснодаре, Екатеринбурге, Сыктывкаре была максимальная явка.

– Это накопившееся раздражение, – прокомментировал «Собеседнику» политолог Александр Кынев. – В регионы приходят управленцы, назначенные из Москвы и похожие друг на друга, как выпускники интерната, они опираются на властную вертикаль, а людей не слышат. Плюс сыграло роль неумелое поведение самой власти, которая своими «мерами профилактики» и разъяснительной работой, что не надо ходить на акцию, вызвала только обратный эффект – наоборот, проинформировала граждан и вызвала у них раздражение.

Кроме того, я думаю, сыграл роль эффект отложенного протеста, которому в течение года не было никакого выхода – были запрещены не только публичные акции, но и культурные, спортивные мероприятия, на которых люди могли бы выплеснуть эмоции. Сочетание депрессии и агрессии – взрывоопасная вещь. Тем сильнее оказался выход.

Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел за нападения на сотрудников правоохранительных органов 23 января. Фигурант самого громкого из них был задержан по горячим следам.

Закидали снежками

36-летний айтишник Николай Девятов может получить срок до 5 лет. В день акции в Санкт-Петербурге он ударил кулаком в лицо сотрудника ДПС, а также подоспевшего ему на помощь коллегу. Уже через несколько часов Девятов был арестован и принес свои извинения сотрудникам органов. Но теперь до суда он останется под стражей.

В районе Цветного бульвара Москвы участники акции блокировали автомобиль чина ФСБ, закидали его снежками, разбили заднее стекло, а также распылили в лицо водителя слезоточивый газ. По некоторым данным, у шофера повреждение глаза.

В районе Сретенки несколько протестующих повалили на землю и побили сотрудника Росгвардии. В этот же день подвергся нападению и сотрудник ОМОНа. Еще двум правоохранителям в лицо распылили слезоточивый газ. В Красноярске задержали мужчину, который кинул в полицейского бутылку. По всем эпизодам заведены дела и ведется розыск.

Громким также обещает стать дело СК о вовлечении в противоправную деятельность несовершеннолетних. «В рамках уголовного дела проводится комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление лиц, опубликовавших призывы к несовершеннолетним об участии в противоправной деятельности», – сообщает СК.

Исключение из правил

Но были, кто не разгонял

В Чите случился прецедент. Часть полицейских ушли с мероприятия, не став разгонять собравшихся. Толпа хлопала им вслед и кричала: «Молодцы!» Этот момент запечатлен в видеоролике, который разместил ресурс «Команда Навального».

Всего в этом городе вышли на мероприятие 300 человек, 20 из них были задержаны.

Отдел политики

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2021 под заголовком «Россия проснулась от путинского гипноза».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика