Печатать, чтобы жить: 3D-мейкеры против коронавируса
Жизненные трудности всегда являются некой лакмусовой бумажкой – они раскрывают личность с ее истинной стороны
Жизненные трудности всегда являются некой лакмусовой бумажкой – они раскрывают личность с ее истинной стороны: выявляют злодеев, рождают героев.
Среди таких героев, которые помогали и продолжают помогать медикам, борющимся с эпидемией коронавируса, – 3D-мейкеры. И пусть об их круглосуточной работе по всей стране мало кто знает, именно они снабжали больницы защитными щитами, переходниками для ИВЛ и другими необходимыми расходными материалами. Кто же они, эти скромные герои?
Всероссийская сеть
Респираторы, щитки, комбинезоны, переходники – все это нужно медикам постоянно. С особенной нехваткой расходных материалов врачи во всех регионах России столкнулись этой весной – во время начала эпидемии коронавируса.
Пока чиновники отправляли эти материалы в качестве гуманитарной помощи в Европу и усложняли правила закупок для наших больниц, за дело взялись те, кому не все равно – программисты, разработчики и все те, кто умеет работать с 3D-принтерами.
В ущерб своему свободному времени более двух тысяч россиян из разных регионов объединились в целое всероссийское движение мейкеров – волонтеров, которые с помощью 3D-принтеров изготавливают щитки-визоры, боксы (они обеспечивают дополнительную защиту врачу во время интубации пациента) и специальные переходники к маскам, полностью изолирующим лицо. Все эти средства защиты на безвозмездной основе волонтеры передавали и передают до сих пор медицинским работникам.
– После того как узнал, что западные мейкеры помогают врачам, я самостоятельно напечатал несколько прототипов и начал искать врачей, которым нужны изделия, изготовленные на 3D-принтере, и волонтеров с принтерами у себя в регионе, – рассказывает «Собеседнику» 32-летний житель Уфы Александр Улитин. – Первые несколько дней у меня было всего два–три заказа от врачей, а потом спрос стал постоянно опережать предложение. Очень помогли врачи из Минздрава, которые распространили информацию, но пожелали остаться неназванными. Сарафанное радио, «Авито», соцсети – всё работает.
Когда мы уже начали работу, меня пригласили присоединиться к всероссийскому проекту «Мейкеры против COVID-19» – это нам, мейкерам в Уфе, дало много спонсорской поддержки и информационной, пошел обмен опытом и взаимопомощь.
Улитин работает программистом в израильском стартапе, и, конечно, волонтерство занимает у него, как и у других мейкеров, массу времени: начальство сначала высказывало недовольство, но чуть позже смягчилось – поняли и приняли приоритеты, которые выстроил Александр.
Усовершенствовали щиток
Как оказалось, 3D-принтеры – отнюдь не редкость и очень доступны: за 300 долларов можно получить вполне достойную машину, а за 800 – даже очень хорошую. По словам Александра, многие самоделкины, программисты покупают себе такую штуку. И в том числе благодаря этому оказалось так много людей, которые умеют, могут и, главное, хотят помогать врачам: мейкеры объединились в специализированные региональные и федеральный чаты в Telegram, где обсуждают технические особенности разработки медицинских изделий, там же обмениваются опытом, новостями, и там же их находят те, кто нуждается в щитках, костюмах, переходниках – врачи.
Улитин вместе с волонтерами печатают визоры – это защитные щитки, которые крепятся на лицо. Они очень востребованы, врачи их особенно ждут. Кроме того, как в Уфе, так и в других регионах волонтеры изготавливают переходники на фильтры для аппаратов ИВЛ.
– Выглядит это так: переходник надевается на маску, а на него – фильтр, благодаря такой конструкции врач может всю смену работать полностью экипированный, – рассказывает Александр. – Это своего рода замена очкам и респираторам на случай, если их не хватает. Также мы делаем переходники для противогазов на один и на два фильтра. Первые предназначены для женщин – поскольку у них меньший объем легких; вторые, двойные, – для мужчин.
Один щиток, который делается только из ПЭТ (полиэтилентерефталат), изготавливается в течение семи минут. До этого мейкеры использовали модификацию щитка чешского инженера Прюша, родоначальника 3D-печатания. Но такая технология отнимала очень много времени – на создание визора уходило три–четыре часа.
– Мы потом решили отказаться от нее, так как это по-настоящему сложно: сначала печатали рамку, потом отвозили ее туда, где режутся листы ПЭТ, а затем везли все это в третье место, где производилась сборка. После – доставка на склад, потом уже врачам. Очень длинная цепочка, – поясняет пресс-секретарь движения Мария Немцова.
Сейчас визор готовится очень быстро, а его стоимость снизилась в пять раз: цена одного щитка с доставкой – 30 рублей.
Еще в апреле мейкеры, в том числе и из Уфы, планировали выпускать противопролежневые подушки – это подушки с выемками для носа и рта, откуда можно вывести трубки на аппарат ИВЛ. Сначала у волонтеров были вопросы, насколько это будет актуально и как удешевить производство, чтобы не пострадало качество, поскольку изготовление одной такой подушки обходится в сумму порядка 15 тысяч рублей.
И вот в начале августа Александр Улитин сообщил, что 30 подушек для пациентов, находящихся в реанимациях башкирских больниц, готовы.
Хотя все эти расходники, которые делают волонтеры, не сертифицированы, мейкеры уверены: эти щитки не уступают в эффективности обычным, сертифицированным изделиям. К тому же это точно лучше, чем ничего, считают и волонтеры, и врачи, которые не перестают делать заказы. Эдакий запасной спасательный круг.
С миру по пластику
Еще один мейкер – Владимир Колпаков из Пскова – работает в досуговом центре «Юный техник». Узнав о зародившемся движении мейкеров, молодой человек примкнул к активистам и создал собственную псковскую группу волонтеров, которые печатают нужные врачам детали: кто-то делает это из дома, а кто-то даже у себя на работе.
– Пока почти всё печатаем своим пластиком, который нашелся дома у народа, – поясняет Владимир Колпаков. – 4 катушки REC PLA по 750 граммов получили от координаторов из Москвы. Еще 5 катушек ждем от питерских координаторов. Плюс сейчас удалось договориться о помощи с заводом «Титан-Полимер»: они нам пообещали подогнать ПЭТ.
Когда стало понятно, что маски для подводного плавания подходят для работы в «красной зоне» (об этом первыми догадались итальянцы: из масок вытаскивают трубку, а вместо нее ставят простейший переходник, затем вставляют фильтры от аппаратов ИВЛ с антибактериальной защитой), крупный дистрибьютор спортивных товаров бесплатно передал волонтерам маски для плавания.
Увы, Минздрав официально не одобрил использование подводных масок, хотя они эффективны. Впрочем, и другие крупные предприятия, в том числе и РОСНАНО, помогают 3D-мейкерам с пластиком: кто-то бесплатно, а кто-то отдает по себестоимости, поэтому волонтеры начинают влезать в долги.
Но это того стоит – жизни врачей и пациентов все-таки важнее. А некоторые мейкеры прочувствовали опасность на себе: в июле Александр Улитин с женой переболели коронавирусом.
– Я наблюдаю за ситуацией, получаю информацию из первых рук, и она очень печальная, – рассказывает Александр. – Берегите своих старших, а также диабетиков, сердечников, сосудистых больных. Мы все устали бояться, но нельзя терять бдительность: не ходите к друзьям с «всего лишь кашлем» и «всего лишь 37»!
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №09-2020 под заголовком «3D-мейкеры против коронавируса».