Руслан Гринберг: В поисках самых несчастных реализуется лишь одно: никому не давать!

Sobesednik.ru — об «адресной» помощи российских властей в период пандемии и решении Собянина дать работать стройкам

Фото: Global Look Press

Sobesednik.ru — об «адресной» помощи российских властей в период пандемии и решении Собянина дать работать стройкам.

Мэр столицы с 12 мая разрешил возобновить работы стройкомплексу и промышленным предприятиям. 3,5 млн человек выйдут на работу. Начались дискуссии: зачем было держать весь город на самоизоляции – чтобы сейчас на улицу высыпали трудовые мигранты (в основном ведь они работают на стройках); с того ли начато «включение экономики» – ведь понятно же, что у людей сейчас туго со средствами и покупка квартир – точно не самая насущная вещь...

Эти опасения понятны. Проблема в другом: никто не знает, с чего надо запускать экономику. И надо ли ее запускать именно сейчас? Потому что нет никаких особых признаков, что ситуация становится менее критической… В данный момент очень сложно найти баланс между интересами занятости и интересами сохранения жизни потенциальных занятых.

Но мне кажется, столичные власти в целом правильно поступили, запустив стройкомплекс. Думаю, тут сработал инстинкт самосохранения: было бы намного хуже, если бы нынешнее отчаянное положение огромного числа мигрантов привело к социальным беспорядкам. Мэрия, без сомнения, понимает, что узбеки, таджики и киргизы, которые ходят по улицам без денег, без работы, – это плохая комбинация.

Ведь эти люди никуда не уехали: для большинства это оказалось невозможным: свои-то их не принимают, а чужие выгнали... Теперь чужие поняли: лучше снова дать им работу и хоть что-то платить… Соображения безопасности приобрели более важное значение, чем экономика. Мне представляется, что приоритетный мотив тут именно такой – чтобы сохранить социальное спокойствие. Сейчас это имеет явно большее значение, чем низкий спрос на квартиры. Тем более что рано или поздно этот спрос может снова возникнуть, а уже коробки стоят...

Бояться, что 3,5 млн человек будут ходить по Москве... Ну да, это, конечно, несет потенциальные угрозы для распространения вируса... Но, с другой стороны, так они хотя бы будут ходить хоть с какими-то деньгами, а сейчас они могут ходить по этим улицам сутками, и голодными...

Тем более все равно неизвестно, кому помогать – ведь все выстроились в очередь. И большие, и малые, и средние. Это уже похоже на карикатуру! Все, даже нефтяные компании. И ведь всем придется помогать. А власти пока все ждут более черного дня. Меня это поражает.

Знаете, есть такая притча. Нашел мужик клад. Приходит домой, все радуются: больная жена надеется, что наконец вылечится; сын, что поступит на платное отделение в институт; дочь, что ей наконец купят пальто... Но отец говорит: «Деньги тратить не будем, будем ждать черного дня!» А куда уж чернее!

На мой взгляд, надо давно было уже давать деньги простым россиянам. Скупой платит дважды. Но пока мы слышим лишь отговорки: мол, рубль – не резервная валюта... Это в огороде – бузина, а в Киеве – дядька. Что, резервную валюту можно было бы разбрасывать? Сегодня, под предлогом адресной помощи, ищут самых несчастных, но реализуется лишь одно: никому не давать!

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2020 под заголовком «В поисках самых несчастных».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика